Хоровое пение
- Подробности
- Категория: Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы - ДПОП
- Опубликовано 10 Ноябрь 2016
Дополнительная предпрофессиональная программа в области искусств «Хоровое пение»
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности, а также в целях подготовки одаренных детей к поступлению в образовательные организации.
Предпрофессиональные образовательные программы реализуются в «ДШИ им. М.П.Мусоргского» на основании ФЗ «Об образовании в Российской федерации» №273 (от 29.12.2012г.), а также на основании Федеральных Государственных требований, утвержденных приказои Министерства культуры РФ от 12.03.2012г. №162 (далее ФГТ).
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ДШИ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей,
Общие положения
Образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
ДШИ имеет право реализовывать программу «Хоровое пение» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом требований ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Хоровое пение» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти.
Освоение обучающимися программы «Хоровое пение» завершается итоговой аттестацией обучающихся.
Используемые сокращения
В настоящей образовательной программе используются следующие сокращения:
программа «Хоровое пение» – дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение»:
ОП – образовательная программа;
ОУ – образовательное учреждение;
ФГТ – федеральные государственные требования;
ДШИ – «ДШИ им.И.П.Мусоргского».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Хоровое пение»
Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при пении в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результаты освоения программы «Хоровое пение» по учебным предметам обязательной части.
Хор:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Фортепиано:
- воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
. Основы дирижирования:
- знание основного вокально-хорового репертуара;
- умение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- наличие первичного практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом.
Сольфеджио:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Слушание музыки:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
- знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
Учебный план. График образовательного процесса.
При реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1933 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Хор - 921 час, УП.02.Фортепиано - 329 часов, УП.03.Основы дирижирования - 25 часов;
ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа, УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
При реализации программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2296 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Хор - 1053 часа, УП.02.Фортепиано – 395 часов, УП.03.Основы дирижирования - 58 часов;
ОП.02.Теория и история музыки: Сольфеджио - 428 часов, Слушание музыки - 98 часов, Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, Элементарная теория музыки – 33 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.