Образовательная программа ДШИ
- Подробности
- Категория: Образовательная программа ДШИ
- Опубликовано 20 Ноябрь 2023
Информация о школе и принципы образовательной политики
Детская музыкальная школа в городеКрасноярске-26 (ныне Железногорск) была образована в 1953 году.
В 1995 году Постановлением администрации гор.Железногорска № 86-П от 10.04.95 г. детская музыкальная школа получила статус муниципального образовательного учреждения «Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского».
В 2011 году после внесения изменений в учредительные документы школа зарегистрирована в качестве муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского».
Школа является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования и в сфере культуры.
Учредителем Школы является муниципальное образование «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края». Место нахождения учредителя: 662971, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. 22 партсъезда, д.21.
В 2015 году после внесения изменений в учредительные документы школа зарегистрирована в качестве муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского».
Основной вид деятельности Школы - реализация дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих общеобразовательных программ.
Реализуемые в настоящее время образовательные программы
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», 8(9)лет;
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательнаяпрограмма в области музыкального искусства «Струнные инструменты», 8(9)лет;
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательнаяпрограмма в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», 5 (6) лет, 8(9)лет;
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательнаяпрограмма в области музыкального искусства «Народные инструменты», 5 (6) лет,8(9)лет;
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение», 8(9)лет;
- Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа«Музыкальное искусство: инструментальное исполнительство», 5лет;
- Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа«Хоровое пение», 7лет;
- Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа«Общее эстетическое образование», 4-5 лет;
- Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа «Музыкальный театр», 4-5 лет;
- Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа «Фольклор», 4 года;
- Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа«Подготовка детей к обучению в школе, подготовительный класс», 1год;
- Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Подготовка к поступлению в профессиональные учебные заведения», 1 год;
Образовательные программы, реализуемые на внебюджетной основе:
- Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа «Инструментальное исполнительство», 3 года:
- Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа «Гитарные курсы», 2 года;
- Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа «Подготовка детей к обучению в школе, эстетический класс», 1 год.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется школой самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.
Содержание образования в школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми школой самостоятельно. Образовательные программы разрабатываются школой в соответствии с примерными рекомендациями к программам по предметам, подготовленным государственными органами управления культуры, Министерством культуры РФ.
Образовательный процесс в Школе регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком, утвержденным директором, и расписанием занятий, разрабатываемым учебной частью и утвержденным директором Школы.
Для учащихся по решению Педагогического совета могут вводиться индивидуальные программы и учебные планы.
Организация образовательного процесса строится на педагогически обоснованном выборе преподавателем учебных планов, программ, средств, форм и методов обучения и воспитания, утвержденных в школе и обеспечивающих получение обучающимися образования, соответствующего уровню принятых в школе образовательных стандартов. Основные виды учебных занятий определяются планами и программами. Помимо основных видов занятий, школа может вводить предметы по выбору, факультативные и элективные занятия, направленные на развитие интересов и способностей обучающихся, часы школьного компонента, необходимые как для обучающихся, проявляющих особый интерес к предмету, так и слабоуспевающих, требующих индивидуального подхода при обучении.
Цели и задачи образовательной деятельности
Школа регулярно и целенаправленно работает над формированием контингента, одной из приоритетных задач всегда является его сохранение. На выполнение этой задачи направлена работа общеэстетических отделений школы. Наряду с этим в последние годы повсеместно остро встал вопрос профессиональной ориентации обучающихся. Сложный и длительный процесс получения образования, неясные перспективы трудоустройства и оплаты труда – все это не создает достаточной мотивации для продолжения обучения в профильных учебных заведениях. Осознавая трудность проблемы и невозможность локального решения этой проблемы, ДШИ им. М.П.Мусоргского считает необходимым направить свои усилия на снятие остроты проблемы. Для этого перед руководителями МО поставлена задача системно спланировать работу по профессиональной ориентации с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Цель работы школы:
Реализация модели адаптированной школы, удовлетворяющей потребностям и возможностям наибольшего числа детей.
Задачи:
- Обеспечить ребенку с любым уровнем способностей психологически комфортные условия обучения в школе.
- Работать по реализации вариативного содержания образования, используя разноуровневые образовательные программы.
- Обеспечить наиболее одаренных учащихся объемом начальных профессиональных знаний.
- Дать возможность учащимся с ограниченными музыкальными способностями гармонично развиваться по ОП «Общее эстетическое образование».
- Направить работу по ОП «Подготовка детей к обучению в школе» на раннее выявление способностей и создание мотивации к дальнейшему обучению в школе.
- Работу по всем ОП направить на развитие творческого потенциала детей.
- Работу всех методически объединений направить на создание системы профориентации одаренных детей.
Формы организации учебной деятельности
Учебная деятельность организована в виде уроков и контрольных точек, конкурсов, прослушиваний и т. п. в соответствии с утвержденными планами.
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебного процесса в школе является урок. Продолжительность одного урока (академического часа) регламентируется Уставом ДШИ. Образовательная деятельность школы осуществляется в процессе учебной работы и внеурочных мероприятий. Для ведения образовательного процесса и полноценного усвоения учащимися учебного материала в школе в соответствии с образовательными программами и учебными планами установлены следующие виды работ:
- групповые занятия;
- мелкогрупповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- самостоятельная (домашняя) работа учащегося;
- контрольные мероприятия, предусмотренные учебными планами и программами (контрольные уроки, академические концерты, зачеты, экзамены, выставки, спектакли и т. д.), которые определяются образовательными программами и отделениями;
- культурно-просветительские мероприятия (концерты, лекции, беседы и т. д.), организуемые школой;
- внеурочные классные мероприятия.
Групповая форма обучения
применяется в классахпредметов коллективного музицирования: хоров и хоровых ансамблей, ансамблей скрипачей, виолончелистов, народных инструментов, оркестров и ансамблей различных составов, предполагающих группы из 10 – 12 человек и более.
Мелкогрупповая форма обучения
применяется в классахразличных вокальных и инструментальных ансамблей, предполагающих мелкие группы из 2 – 6 человек;
предметов теоретического цикла (сольфеджио, музыкальная грамота, слушание музыки, музыкальная литература, элементарная теория).
Индивидуальная форма обучения
применяется в классах предметов музыкального исполнительства (сольного инструментального исполнительства, в том числе общего, ансамбля, концертмейстерского класса, аккомпанемента, ряда факультативных предметов), предметов факультативного курса (элементарная теория музыки, сольфеджио, для поступающих в ССУЗы и др.).
Домашние задания даются учащимся с учетом педагогических требований, направленных на полноценное освоение выбранной образовательной программы, психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях школы).
Внеучебная деятельность разнообразна по формам: публичные концерты, конкурсы, фестивали, вечера, праздники, собрания, участие в олимпиадах, посещения театров и концертов и т. д.
Расписание индивидуальных занятий обучающихся составляется преподавателями. Основное требование – создание наиболее благоприятного режима обучения и отдыха детей.
Учебные планы, их обоснование и структура.
Цель рабочего учебного плана ДШИ состоит в создании наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп обучающихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, дает возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.
Основным принципом построения учебного плана является вариативность содержания, направленного на удовлетворение различных образовательных потребностей.
Учебные планы по предпрофессиональным общеобразовательным программам составляются в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Центром образовательного процесса школы является ребенок. Именно ученик – субъект образовательного процесса, и задача школы – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы, создать условия для наиболее полной реализации целевого выбора учащегося.
Следуя этому, школой предоставляется широкий спектр для выбора музыкальных инструментов и пения, продолжительности обучения.