Музыкальное искусство: инструментальное исполнительство
- Подробности
- Категория: Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы - ДООП
- Опубликовано 30 Август 2016
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства:
«Музыкальное искусство: инструментальное исполнительство».
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ введен новый вид программ – общеразвивающие. Данные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (ч.5 ст.12).
Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию. Они должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формированию устойчивого интереса к творческой деятельности.
Образовательная программа, реализуемая в «ДШИ им. М.П.Мусоргского», носит комплексный характер. Данная программа реализуется посредством:
- Личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребёнка, а также воспитание творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира.
- Вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности
- Возможности перевода с дополнительной общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе (при наличии достаточного уровня развития творческих способностей).
Программа предполагает многоступенчатое обучение (поэтапность) с набором разных предметов, объединенных едиными целями и задачами обучения. В ее основе лежат несколько базовых (инвариантных) предметов, находящихся во взаимодействии, в том числе предмет по выбору. Образовательная программа направлена на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.
Программа расчитана на 5-летний срок обучения.
ОП предназначена для учащихся, поступающих в возрасте с 9 до 12 лет.
Задачи образовательной программы:
- овладение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности
- овладение основами музыкальной грамоты
- овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений музыкального искусства
- формирование умений разучивать и грамотно исполнять произведения
- приобретение навыков практического музицирования: чтения с листа, игры в ансамбле, владение навыками аккомпанирования, подбора по слуху
- формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.
Основной формой занятий является урок (индивидуальный или групповой).
Продолжительность урока определена Уставом МБУДО «ДШИ им. Мусоргского» и составляет 40 минут. Сроки начала, окончания учебного года, а также каникул определяются годовым календарным учебным графиком.
Требования к выпускнику
- Владение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности;
- владение основами музыкальной грамоты;
- владение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений музыкального искусства;
- наличие умений разучивать и грамотно исполнять произведения;
- наличие навыков практического музицирования: чтения с листа, игры в ансамбле, владения навыками аккомпанирования, подбора по слуху;
- умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Контроль за выполнением учебного плана осуществляется в форме текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Текущая аттестация осуществляется преподавателем и фиксируется в дневнике учащегося и классном журнале. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, экзаменов и контрольных уроков.. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена по тем предметам, по которым это предусмотрено учебным планом.
Учебный план общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Музыкальное искусство: инструментальное исполнительство».
Учебный план содержит инвариантную часть (обязательный компонент учебного плана) и вариативную часть - предметы по выбору, определяемые «ДШИ им. М.П.Мусоргского». Использование возможностей предмета по выбору позволяет применить на практике методы дифференцированного обучения и индивидуального подхода. Общий инструмент предоставляется учащимся, специальностью которых являются: Скрипка, виолончель, флейта, саксофон, кларнет, труба, тромбон.
|
Наименование предметов |
I |
II |
III |
IV |
V |
Экзамен |
1. |
Музыкальный инструмент* |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
V |
2. |
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
V |
3. |
Хоровой класс, оркестр, ансамбли |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4. |
Музыкальная литература |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
5. |
Общий инструмент |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
ВСЕГО: |
4,5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
Примечание к учебным планам ОП «Инструментальное исполнительство».
Срок обучения- 5 лет.
* Выпускники V класса могут считаться окончившими полный курс школы искусств.
В VI класс по решению дирекции зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования, а также желающие обучаться гитарному аккомпанементу.
** По решению дирекции, с учетом пожеланий учащегося, родителей, может увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле.
- Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике не превышает 15 человек; по решению дирекции (или педсовета) с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 2 чел.) профессионально перспективных учащихся. Количественный состав групп по хору в среднем 10-15 человек, по оркестру и ансамблю в среднем 6 человек.
- Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в неделю проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра и 1-2 часовые сводные занятия хора.
- Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:
- педагогические часы для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;
- концертмейстерские часы:
1) для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий;
2) для проведения занятий по предметам «музыкальный инструмент» (кроме баяна, гитары, аккордеона, фортепиано) из расчета 1 час в неделю на каждого ученика;
Содержание дополнительной образовательной программы.
Инвариантная часть учебного плана – основа обучения в ДШИ. Данный комплекс обязательных предметов, объем часов и длительный период обучения (5 лет) позволяют выделить ДШИ как особый вид учреждений дополнительного образования детей.
Предмет |
Содержание (краткая характеристика) |
Сроки реализации |
Общий инструмент (фортепиано, скрипка, гитара, домра, балалайка) |
Развитие музыкальных способностей детей, формирование навыков игры на музыкальных инструментах, овладение минимумом знаний, умений, навыков исполнительской деятельности. Приобретение навыков практического музицирования. |
4 года |
Ансамбль (класс ансамбля) |
Предмет направлен на формирование навыков коллективного музицирования учащихся в дуэтах, трио, а также ансамблях оркестровых и народных инструментов. В рамках предмета решаются задачи технического развития учащихся, приобретения навыков ансамблевой игры, художественно-эмоционального развития и расширения музыкального кругозора. |
4 года |
Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Учебные предметы |
Срок обучения |
Вид рабочей программы учебных предметов (примерная*, модифицированная (адаптированная), авторская) |
Автор (составитель), реквизиты: год издания, кем утвержден |
Особенности адаптации |
Фортепиано |
|
|
|
|
|
5(6) |
Модифицированная |
И.В.Кузнецова Уровень общего худ.-эст. образования 2016 г. |
Введение дифференцирован-ного обучения |
|
|
модифицированная |
И.В.Кузнецова Уровень общего худ.-эст. образования 2016 г. |
Введение дифференцирован-ного обучения |
|
|
модифицированная |
И.В.Кузнецова повышенный уровень 2016 г. |
Введение дифференцирован-ного обучения |
скрипка |
7(8) |
модифицированная |
А.В.Круглова Разноуровневая программа 2016г. |
Введение дифференцирован-ного обучения |
|
7(8) |
модифицированная |
Т.К.Чубарова повышенный уровень И.А.Пермякова Уровень общего худ.-эст. образования |
Введение дифференцирован-ного обучения |
виолончель |
7(8) |
примерная |
Л.Г.Грабовенко
|
|
|
5(6) |
примерная |
Л.Г.Грабовенко
|
- |
кларнет |
5(6) |
примерная |
М., 1996 |
- |
флейта |
7(8) |
примерная |
Г.Л.Сафронова 2016 |
- |
|
5(6) |
примерная |
Г.Л.Сафронова 2016 |
- |
труба |
5(6) |
примерная |
М., 1996 |
- |
саксофон |
5(6) |
примерная |
М., 1996 |
- |
домра |
7(8) |
примерная |
О.Г.Киборт 2016 |
- |
|
5(6) |
примерная |
О.Г.Киборт 2016 |
- |
|
5(6) |
модифицированная |
А.С.Парамонова 3-х уровневая 2016 |
Введение дифференцирован-ного обучения |
балалайка |
7(8) |
примерная |
М.И.Загидулин 2016 |
- |
|
5(6) |
примерная |
М.И.Загидулин 2016 |
- |
гитара |
7(8) |
примерная |
И.О.Филимендикова 2016 |
- |
|
5(6) |
примерная |
И.О.Филимендикова 2016 |
- |
баян |
7(8) |
примерная |
В.А.Ковальчук 2016 |
- |
|
5(6) |
примерная |
В.А.Ковальчук 2016 |
- |
аккордеон |
7(8) |
примерная |
МК СССР, 1988 |
- |
|
5(6) |
примерная |
МК СССР, 1988 |
- |
сольфеджио |
7(8) 5(6) |
примерная |
С.А.Шальцина 2016 |
- |
музыкальная литература |
4 |
примерная |
МК РФ 2002 |
- |
музыкальная литература |
1 |
модифицированная |
Е.В.Дмитриеваг.Железногорск 2016 |
Изменение содержания музыкального образования 1-го года обучения |
слушание музыки |
1 |
модифицированная |
С.А.Шальцина г.Железногорск 2016 г. |
Адаптация программы к специфике учебного процесса ДШИ (1год изучения предмета). |
хоровой класс |
7(8) 5(6) |
примерная |
И.В.Шумская 2016 |
- |
оркестровый класс (камерный оркестр) |
3-4 |
примерная |
МК РФ 1996 |
- |
ансамбль скрипачей |
7 |
модифицированная |
Л.А.Коломейцева г.Красноярск 2003 |
Занятия ансамблем в течение всех лет обучения |
класс ансамбля (скрипка, виолончель) |
5-7 |
модифицированная |
Н.В.Веселова Г.Железногорск 2016г. |
- |
ансамбль народных инструментов |
5 |
модифицированная |
А.Н.Амосова г.Красноярск 2002 |
Занятия ансамблем в течение всех лет обучения |
общее фортепиано |
6 |
примерная |
З.И.Колокольцева 2016 |
- |
чтение нот с листа для учащихся фортепианного отделения |
7(8) 5(6) |
модифицированная |
Н.И.Васильеваг.Бердск 2001 |
Поэтапное приобретение навыков чтения с листа, разнообразие форм работы |
аккомпанемент |
2 |
модифицированная |
Л.Н.Андреева Ю.М.Андреев г.Бердск 2001 |
Поэтапное приобретение навыков аккомпанемента расширенный репертуарный список |
развитие навыков подбора по слуху, гармонизации мелодии с элементами импровизации |
3-4 |
модифицированная |
Т.Ю.Дружинина 2000 |
Комплексное освоение технических приемов игры и особенностей музыкальных стилей |
фортепианный ансамбль |
7(8) 5(6) |
модифицированная |
Л.Н.Андреева г.Бердск 2001 |
Занятия ансамблем в течение всех лет обучения |
общий инструмент (гитара) |
4-6 |
модифицированная |
Н.А.Барковаг.Красноярск 2000 |
Поэтапное приобретение навыков игры на инструменте, требования по годам обучения |