Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского.

МБУ ДО "ДШИ им. М.П. Мусоргского" - г. Железногорск.

Музыкальное искусство: инструментальное исполнительство

Вложения:
Скачать этот файл (Инструментальное исполнительство.docx)Инструментальное исполнительство.docx[Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства: «Музыкальное искусство: инструментальное исполнительство».]29 Кб

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства:

«Музыкальное искусство: инструментальное исполнительство».

Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ введен новый вид программ – общеразвивающие. Данные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (ч.5 ст.12).

Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию. Они должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формированию устойчивого интереса к творческой деятельности.

Образовательная программа, реализуемая в «ДШИ им. М.П.Мусоргского», носит комплексный характер. Данная программа реализуется посредством:

  • Личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребёнка, а также воспитание творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира.
  • Вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности
  • Возможности перевода с дополнительной общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе (при наличии достаточного уровня развития творческих способностей).

Программа предполагает многоступенчатое обучение (поэтапность) с набором разных предметов, объединенных едиными целями и задачами обучения. В ее основе лежат несколько базовых (инвариантных) предметов, находящихся во взаимодействии, в том числе предмет по выбору. Образовательная программа направлена на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.

Программа расчитана на 5-летний срок обучения.

ОП предназначена для учащихся, поступающих в возрасте с 9 до 12 лет.

Задачи образовательной программы:

  • овладение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности
  • овладение основами музыкальной грамоты
  • овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений музыкального искусства
  • формирование умений разучивать и грамотно исполнять произведения
  • приобретение навыков практического музицирования: чтения с листа, игры в ансамбле, владение навыками аккомпанирования, подбора по слуху
  • формирование умений использовать полученные знания в практической  деятельности.

Основной формой занятий является урок (индивидуальный или групповой).

Продолжительность урока определена Уставом МБУДО «ДШИ им. Мусоргского» и составляет 40 минут. Сроки начала, окончания учебного года, а также каникул определяются годовым календарным учебным графиком.

Требования к выпускнику

  • Владение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности;
  • владение основами музыкальной грамоты;
  • владение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений музыкального искусства;
  • наличие умений разучивать и грамотно исполнять произведения;
  • наличие навыков практического музицирования: чтения с листа, игры в ансамбле, владения навыками аккомпанирования, подбора по слуху;
  • умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Контроль за выполнением учебного плана осуществляется в форме текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Текущая аттестация осуществляется преподавателем и фиксируется в дневнике учащегося и классном журнале. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, экзаменов и контрольных уроков.. Итоговая аттестация  проводится в форме экзамена по тем предметам, по которым это предусмотрено учебным планом.

Учебный план общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Музыкальное искусство: инструментальное исполнительство».

Учебный план содержит инвариантную часть (обязательный компонент учебного плана) и вариативную часть -  предметы по выбору, определяемые «ДШИ им. М.П.Мусоргского». Использование возможностей предмета по выбору позволяет применить на практике методы дифференцированного обучения и индивидуального подхода. Общий инструмент предоставляется учащимся, специальностью которых являются: Скрипка, виолончель, флейта, саксофон, кларнет, труба, тромбон.      

 

Наименование предметов

I

II

III

IV

V

Экзамен

1.

Музыкальный инструмент*

2

2

2

2

2

V

2.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

V

3.

Хоровой класс, оркестр, ансамбли

1

1

1

1

1

 

4.

Музыкальная литература

-

1

1

1

1

 

5.

Общий инструмент

 

0,5

0,5

0,5

0,5

 

ВСЕГО:

4,5

6

6

6

6

 

Примечание к учебным планам ОП «Инструментальное исполнительство».

Срок обучения- 5 лет.

* Выпускники V класса могут считаться окончившими полный курс школы искусств.

В VI класс по решению дирекции зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования, а также желающие обучаться гитарному аккомпанементу.

** По решению дирекции, с учетом пожеланий учащегося, родителей, может увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле.

  1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике не превышает 15 человек; по решению дирекции (или педсовета) с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 2 чел.) профессионально перспективных учащихся. Количественный состав групп по хору в среднем 10-15 человек, по оркестру и ансамблю в среднем 6 человек.
  2. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в неделю проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра и 1-2 часовые сводные занятия хора.
  3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

-  педагогические часы для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;

- концертмейстерские часы:

1) для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий;

2) для проведения занятий по предметам «музыкальный инструмент» (кроме баяна, гитары, аккордеона, фортепиано) из расчета 1 час в неделю на каждого ученика;

Содержание дополнительной образовательной программы.

Инвариантная часть учебного плана – основа обучения в ДШИ. Данный  комплекс обязательных предметов, объем часов и  длительный период обучения (5 лет) позволяют выделить ДШИ как особый вид учреждений дополнительного образования детей.

Предмет

Содержание (краткая характеристика)

Сроки реализации

Общий инструмент (фортепиано, скрипка, гитара, домра, балалайка)

Развитие музыкальных способностей детей, формирование навыков игры на музыкальных инструментах, овладение минимумом знаний, умений, навыков исполнительской деятельности. Приобретение навыков практического музицирования.

4 года

Ансамбль (класс ансамбля)

Предмет направлен на формирование навыков коллективного музицирования учащихся в дуэтах, трио, а также ансамблях оркестровых и народных инструментов. В рамках предмета решаются задачи технического развития учащихся, приобретения навыков ансамблевой игры, художественно-эмоционального развития и расширения музыкального кругозора.

4 года

Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Учебные предметы

Срок обучения

Вид рабочей программы учебных предметов (примерная*, модифицированная (адаптированная), авторская)

Автор (составитель), реквизиты: год издания, кем утвержден

Особенности адаптации

Фортепиано

 

 

 

 

 

5(6)

Модифицированная

И.В.Кузнецова Уровень общего худ.-эст. образования

2016 г.

Введение дифференцирован-ного обучения

 

 

модифицированная

И.В.Кузнецова Уровень общего худ.-эст. образования

2016 г.

Введение дифференцирован-ного обучения

 

 

модифицированная

И.В.Кузнецова повышенный уровень 2016 г.

Введение дифференцирован-ного обучения

скрипка

7(8)

модифицированная

А.В.Круглова

Разноуровневая программа

2016г.

Введение дифференцирован-ного обучения

 

7(8)

модифицированная

Т.К.Чубарова повышенный уровень

И.А.Пермякова

Уровень общего худ.-эст. образования

Введение дифференцирован-ного обучения

виолончель

7(8)

примерная

Л.Г.Грабовенко

 

 

 

5(6)

примерная

Л.Г.Грабовенко

 

-

кларнет

5(6)

примерная

М., 1996

-

флейта

7(8)

примерная

Г.Л.Сафронова

2016

-

 

5(6)

примерная

Г.Л.Сафронова

2016

-

труба

5(6)

примерная

М., 1996

-

саксофон

5(6)

примерная

М., 1996

-

домра

7(8)

примерная

О.Г.Киборт

2016

-

 

5(6)

примерная

О.Г.Киборт

2016

-

 

5(6)

модифицированная

А.С.Парамонова 3-х уровневая 2016

Введение дифференцирован-ного обучения

балалайка

7(8)

примерная

М.И.Загидулин

2016

-

 

5(6)

примерная

М.И.Загидулин

2016

-

гитара

7(8)

примерная

И.О.Филимендикова

2016

-

 

5(6)

примерная

И.О.Филимендикова

2016

-

баян

7(8)

примерная

В.А.Ковальчук

2016

-

 

5(6)

примерная

В.А.Ковальчук

2016

-

аккордеон

7(8)

примерная

МК СССР, 1988

-

 

5(6)

примерная

МК СССР, 1988

-

сольфеджио

7(8)

5(6)

примерная

С.А.Шальцина

2016

-

музыкальная литература

4

примерная

МК РФ 2002

-

музыкальная литература

1

модифицированная

Е.В.Дмитриеваг.Железногорск

2016

Изменение содержания музыкального образования 1-го года обучения

слушание музыки

1

модифицированная

С.А.Шальцина

г.Железногорск 2016 г.

Адаптация программы к специфике учебного процесса ДШИ (1год изучения предмета).

хоровой класс

7(8)

5(6)

примерная

И.В.Шумская

2016

-

оркестровый класс (камерный оркестр)

3-4

примерная

МК РФ 1996

-

ансамбль скрипачей

7

модифицированная

Л.А.Коломейцева

г.Красноярск

2003

Занятия ансамблем в течение всех лет обучения

класс ансамбля (скрипка, виолончель)

5-7

модифицированная

Н.В.Веселова

Г.Железногорск

2016г.

-

ансамбль народных инструментов

5

модифицированная

А.Н.Амосова г.Красноярск

2002

Занятия ансамблем в течение всех лет обучения

общее фортепиано

6

примерная

З.И.Колокольцева

2016

-

чтение нот с листа для учащихся фортепианного отделения

7(8)

5(6)

модифицированная

Н.И.Васильеваг.Бердск

2001

Поэтапное приобретение навыков чтения с листа, разнообразие форм работы

аккомпанемент

2

модифицированная

Л.Н.Андреева

Ю.М.Андреев

г.Бердск

2001

Поэтапное приобретение навыков аккомпанемента расширенный репертуарный список

развитие навыков подбора по слуху, гармонизации мелодии с элементами импровизации

3-4

модифицированная

Т.Ю.Дружинина

2000

Комплексное освоение технических приемов игры и особенностей музыкальных стилей

фортепианный ансамбль

7(8)

5(6)

модифицированная

Л.Н.Андреева

г.Бердск

2001

Занятия ансамблем в течение всех лет обучения

общий инструмент (гитара)

4-6

модифицированная

Н.А.Барковаг.Красноярск 2000

Поэтапное приобретение навыков игры на инструменте, требования по годам обучения