Общее эстетическое образование
- Подробности
- Категория: Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы - ДООП
- Опубликовано 30 Август 2016
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Общее эстетическое образование».
Образовательная программа, реализуемая в «ДШИ им. М.П.Мусоргского», носит комплексный характер. Она предполагает многоступенчатое обучение (поэтапность) с набором разных предметов, объединенных едиными целями и задачами обучения. В ее основе лежат несколько базовых (инвариантных) предметов, находящихся во взаимодействии, в том числе предмет по выбору. Образовательная программа направлена на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.
Учебные планы образовательной программы ОЭО разработаны на основе многолетнего опыта реализации программ эстетической направленности в ДШИ. Срок реализации образовательной программы 4,5 лет, она соответствует уровню общего художественно-эстетического образования.
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных способностей и творческого потенциала ребенка в процессе обучения, приобщение подрастающего поколения к искусству и культуре.
Задачи данного уровня образовательной программы:
·Комплексное гармоничное развитие личности за счет ознакомления с разными видами искусств.
- Формирование духовного потенциала личности, направленного на творческое самовыражение, самореализацию.
- Овладение навыками хорового пения
- Овладения основами музыкальной грамоты.
- Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений музыкального искусства.
- Овладения основами ИЗО, хореографии, театрального искусства.
- Овладение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности.
Основные принципы образовательной программы:
- Постепенность в освоении знаний, умений и навыков;
- Доступность;
- Принцип от знаний к творчеству.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Общее эстетическое образование» реализуется в ДШИ в трех вариантах, с учетом особенностей образовательных учреждений, на базе которых она осуществляется (ДШИ, школа 103, школа 93).
Требования к выпускнику
- Владение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для домашнего музицирования, владение основами музыкальной грамоты;
- владение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений музыкального искусства;
- владение навыками хорового пения;
- наличие навыков чтения нот с листа, игры в ансамбле, владения навыками игры на инструменте простейших музыкальных произведений.
- умение использовать полученные знания в практической деятельности;
- владение элементарными танцевальными навыками;
- знание основ классического, народного, историко-бытового и современного танца.
- владение элементарными навыками работы в разных техниках изобразительного искусства;
- умение не просто копировать действительность, а отражать свое отношение к ней, т.е. создавать художественный эмоциональный образ;
- владение элементами актерской грамоты и актерского мастерства, навыками правильной выразительной речи, развитой способностью эмоционального отклика на предлагаемые обстоятельства.
Учебные планы дополнительной образовательной программы «Общее эстетическое образование»
Учебный план ОП «Общее эстетическое образование».
Срок обучения 4 года
№ п/п |
Наименование предмета |
Количество учебных часов в неделю |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
1. |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. |
Хор /фольклор |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Хореография |
1 |
1 |
1 |
1 |
5. |
Театр* |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Предмет по выбору* |
1 |
1 |
1 |
1 |
ВСЕГО: |
5(6) |
5(6) |
5(6) |
5(6) |
1. Выпускники 4 класса считаются окончившими полный курс ОП общего музыкально – эстетического образования.
2.Итоговая аттестация по предметам в форме экзаменов не предусмотрена. Используются такие формы контроля как: контрольные уроки в конце каждой четверти и учебного года, открытые уроки для родителей с целью показать результаты приобретенных знаний, выставки художественных работ, концерты, спектакли, музыкальные сказки.
3. В качестве предмета по выбору, по желанию учащихся и родителей, вводится музыкальный инструмент или эстрадный вокал на платной основе.
4. Предмет, обозначенный * вводится вариативно, с учетом потребностей школы и особенностей учебного плана.
5. Количественный состав групп по музыке, ИЗО, театру, хореографии в среднем от 7 до 15 человек.
6. Занятия по предмету «хор» и «фольклор» проводятся классом, разделенным на две подгруппы.
7. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане предусмотрены концертмейстерские часы:
- для проведения занятий по хору, фольклору и хореографии (1час),
- для проведения занятий по предмету «Музыкальный инструмент» (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, гитары) из расчета 0,5 часа в неделю на каждого ученика.
- для сводных репетиций по хору
8. Школе предоставляется право вносить изменения в учебный план, исходя из условий материального и кадрового обеспечения.
Учебный план ОП «Общее эстетическое образование».
Срок обучения 5 лет.
№ п/п |
Наименование предмета |
Количество учебных часов в неделю |
Экзамены проводятся в классах |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
||
1. |
Музыкальная грамота и слушание музыки |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
V |
2. |
Танец (ритмика) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
3. |
ИЗО (рисунок, лепка) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
V |
4. |
Хор |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
5. |
Театр |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
V |
6. |
Предмет по выбору |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
ВСЕГО: |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
1. Выпускники V класса считаются окончившими полный курс ОП общего музыкально – эстетического образования.
2. В качестве предмета по выбору по рекомендации преподавателей и с учетом пожеланий учащихся вводится музыкальный предмет (фортепиано, скрипка, флейта, аккордеон и т.д.)
3. Количественный состав групп по музыкальной грамоте, ИЗО, ритмике, театру, хору в среднем от 7 до 12 человек.
4. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы:
- для проведения занятий по хору и танцу (ритмике);
- для проведения занятий по предмету «Музыкальный инструмент» (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, гитары) из расчета 0,5 часа;
- для сводных репетиций по хору, театру, танцу.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Предмет |
Содержание (краткая форма) |
Сроки реализации |
Музыка |
В содержании программы сочетаются теоретические и практические аспекты музыкальной грамоты, элементов сольфеджио и музыкальной литературы. Накопление навыков увязано с задачами теоретического развития личности за счет разных видов и форм работы. |
4,5 лет |
Изобразительное искусство |
Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма, пропорция, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала. Ритм и композиция. Выделяются три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Предусмотрено систематическое освоение художественного наследия. |
4,5 лет |
Хореография |
Программа направлена на овладение элементарными танцевальными навыками, основами классического, народного, историко-бытового танца. Тренировочные упражнения сочетаются с танцевальными движениями. Создание хореографических образов идет через понимание содержания и раскрытие эмоциональной составляющей. |
4,5 лет |
Хоровой класс |
Работа над приобретением вокально-хоровых навыков, навыков выразительного исполнения. Эмоционального раскрепощения учащихся. Приобретение навыков ансамблевого пения. |
4,5 лет |
Театр |
Овладение актерской грамотой и элементами актерского мастерства, выразительной речи. Сценическое движение в предлагаемых обстоятельствах. Расширение кругозора и развитие богатства духовного мира. |
4,5 лет |
Общий инструмент (фортепиано, скрипка, гитара, домра, балалайка) |
Развитие музыкальных способностей детей, формирование навыков игры на музыкальных инструментах, овладение минимумом знаний, умений, навыков исполнительской деятельности. Приобретение навыков практического музицирования. |
4,5 лет |