Хоровое пение
- Подробности
- Категория: Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы - ДООП
- Опубликовано 30 Август 2016
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства:
«Хоровое пение».
Дополнительные общеразвивающие образовательные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельностью.
Общеразвивающие образовательные программы реализуются в «ДШИ им. М.П. Мусоргского» на основании ФЗ №273 (от 29.12.2012г.)
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ДШИ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
Образовательная программа, реализуемая в «ДШИ им. М.П.Мусоргского», носит комплексный характер. Она предполагает многоступенчатое обучение ( поэтапность) с набором разных предметов, объединенных едиными целями и задачами обучения. В ее основе лежат несколько базовых (инвариантных) предметов, находящихся во взаимодействии, в том числе предмет по выбору. Образовательная программа направлена на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.
Срок освоения программы 7 лет. Возраст начала обучения 7-8 лет.
При выборе данной образовательной программы возможно поступление сразу в 1 класс или зачисление после окончания ОП «Подготовка детей к школе» (по желанию родителей и рекомендации преподавателей).
Обучающиеся, ориентированные на поступление в средние специальные учебные заведения на отделение хорового пения, могут продолжить обучение в 8 классе для подготовки по индивидуальным учебным планам.
Задачи общеобразовательной программы:
- овладение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности
- овладение основами музыкальной грамоты
- овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений музыкального искусства
- овладение навыками хорового и ансамблевого пения (грамотного дыхания, формирования звуков, певческой культуры)
- приобретение навыков практического музицирования: чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху
- формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.
В процессе обучения возможны переводы на другую ОП, в связи с желанием продолжить профессиональное образование или изменением состояния здоровья и изменением дальнейших планов учащегося.
Основной формой занятий является урок (индивидуальный или групповой).
Продолжительность урока определена Уставом МБУДО «ДШИ им. Мусоргского» и составляет 40 минут. Сроки начала, окончания учебного года, а также каникул определяются календарным учебным графиком школы.
Требования к выпускнику
- Владение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности;
- владение основами музыкальной грамоты;
- владение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений музыкального искусства;
- владение навыками хорового и ансамблевого пения (грамотного дыхания, формирования звуков, певческой культуры)
- наличие умений разучивать и грамотно исполнять произведения;
- наличие навыков практического музицирования: чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху;
- умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Контроль за выполнением учебного плана осуществляется в форме текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Текущая аттестация осуществляется преподавателем и фиксируется в дневнике учащегося и классном журнале. Промежуточная аттестация проводится в форме открытых концертов, прослушиваний, зачетов и контрольных уроков.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена по тем предметам, по которым это предусмотрено учебным планом. Формы итоговой аттестации по предметам, не предусматривающим экзамена (например: хор, музыкальная литература), определяются и утверждаются на заседании МО отделения с учетом особенностей рабочих программ преподавателей.
Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Хоровое пение».
Учебный план содержит инвариантную часть (обязательный компонент учебного плана) и вариативную часть - предметы по выбору, определяемые «ДШИ им. М.П.Мусоргского». Использование возможностей предмета по выбору позволяет применить на практике методы дифференцированного обучения и индивидуального подхода. Вместе с тем по желанию учащихся и их родителей возможно освобождение учащихся от занятий предметом по выбору. Это позволяет учитывать состояние здоровья каждого ребенка, возросшие требования в общеобразовательных школах, избегать учебных перегрузок в ДШИ.
ОП «Хоровое пение». Срок обучения – 7 лет.
№ п/п |
Наименование предметов |
Количество учебных часов в неделю |
Экзамены проводятся в классах |
||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
|||
1. |
Хоровой класс |
3 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
|
2. |
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
VII |
3. |
Музыкальный инструмент |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4. |
Музыкальная литература |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
5. |
Предмет по выбору (вокал) |
|
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
ВСЕГО: |
6 |
6,5 |
6,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
|
Примечания:
* Выпускники VII класса могут считаться окончившими полный курс школы искусств.
В VIII класс по решению дирекции зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования, а также желающие обучаться гитарному аккомпанементу.
** Примерный перечень предметов по выбору: музыкальный инструмент, теория, основы дирижирования, слушание музыки, синтезатор, вокал.
Предмет по выбору предоставляется на основании заявления классного руководителя (по согласованию с родителями).
Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе в среднем 5-10 человек; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 2 чел.) профессионально перспективных учащихся.
Количественный состав групп по хору в среднем 10-15 человек.
Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:
- педагогические часы для проведения сводных занятий хоров и ансамблей;
- концертмейстерские часы:
1) для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий;
2) для проведения занятий по предметам «музыкальный инструмент» (кроме баяна, аккордеона, фортепиано) из расчета 1 час в неделю на каждого ученика;
3) для проведения занятий по предметам по выбору.
Для подготовки учащихся к поступлению в средние специальные учреждения, учебный план предусматривает дополнительные классы (некоторые дети оканчивают музыкальную школу одновременно с 7-м классом общеобразовательной и для поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена им необходимы 2 года занятий). По решению администрации таким учащимся может быть увеличено количество часов на профессионально ориентирующие предметы – музыкальный инструмент и сольфеджио.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Вариативный модуль обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов образования.
Школьный компонент представлен «предметом по выбору». Перечень предметов по выбору утверждается педагогическим советом до начала учебного года. Набор предметов формируется с учетом имеющейся материальной базы, наличия педагогических кадров, а также с учетом интересов учащихся.
Предмет |
Содержание (краткая характеристика) |
Сроки реализации |
Школьный компонент |
||
Общий инструмент (фортепиано, скрипка, гитара, домра, балалайка) |
Развитие музыкальных способностей детей, формирование навыков игры на музыкальных инструментах, овладение минимумом знаний, умений, навыков исполнительской деятельности. Приобретение навыков практического музицирования. |
7 лет |
Вокальный ансамбль, вокал |
Работа над приобретением вокально-хоровых навыков, навыков выразительного исполнения. Эмоционального раскрепощения учащихся. Приобретение навыков ансамблевого пения. |
1 – 6 лет |
Синтезатор |
Изучение технического устройства и художественных возможностей инструмента, освоение исполнительской техники. Выработка специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры, навыков элементарной аранжировки, подбора аккомпанемента, импровизации и сочинения. |
1 - 5 лет |
Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Учебные предметы |
Срок обучения |
Вид рабочей программы учебных предметов (примерная*, модифицированная (адаптированная), авторская) |
Автор (составитель), реквизиты: год издания, кем утвержден |
Особенности адаптации |
Хор |
7(8) |
модифицированная |
И.В.Шумская 2016 |
|
сольфеджио |
7(8)
|
модифицированная |
С.А.Шальцина 2016
|
|
музыкальная литература |
4 |
модифицированная |
С.А.Шальцина 2020
|
- |
музыкальная литература |
1 |
модифицированная |
Е.В.Дмитриева г.Железногорск |
Изменение содержания музыкального образования 1-го года обучения |
общее фортепиано |
7 |
модифицированная |
Т.Г.Кичерова 2016 |
Адаптация программы к специфике учебного процесса ДШИ |
вокал |
3 |
модифицированная |
Н.Д. Левицкая |
|