Фольклор (103 школа)
- Подробности
- Категория: Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы - ДООП
- Опубликовано 20 Ноябрь 2023
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Фольклор»
Данная образовательная программа носит комплексный характер, предполагает обучение с набором разных предметов, объединенных едиными целями и задачами обучения. Программа направлена на воспитание гармоничной, социально-активной личности, пробуждение интереса к народному творчеству, расширение представлений о культуре русского народа, знакомству с народными традициями, обычаями, обрядами.
Учебный план образовательной программы «Фольклор» разработан на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в ДШИ по видам искусств, письма Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ.
Образовательная программа «Фольклор» является дополнительной общеразвивающей программой, реализуемой на базе Лицея «Гармония» 103, который является одним из ведущих образовательных учреждений города. Срок реализации образовательной программы 4 года, набор учащихся в первый класс в возрасте от 6,5 лет осуществляет администрация Лицея.
Отличительной особенностью реализации данной программы является тесное взаимодействие «ДШИ им. М.П. Мусоргского» и Лицея 103 «Гармония» при котором формируется благоприятная обстановка для развития личности ребенка в разных направлениях. Учебные предметы образовательной программы ДШИ встроены в расписание общеобразовательной школы. При данном взаимодействии создаются условия для поддержки физического и эмоционального комфорта обучающихся и их родителей.
Актуальность программы заключается в создании условий для художественного, эстетического воспитания, духовно-нравственного, интеллектуального развития детей, интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, приобретении детьми опыта творческой деятельности, знаний, умений и навыков в области фольклора.
Цель программы — комплексное гармоничное развитие личности, воспитание в духе народной культуры, ориентация детей на национальные ценности за счет ознакомления с разными видами искусств.
Задачи программы — воспитание разносторонней и эстетически развитой личности, создание условий для приобщения детей к народному творчеству. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами фольклора. Воспитание любви к своей Родине и традициям своего народа.
Планируемые результаты:
В области «Фольклора»:
- Ознакомление с основными понятиями народной культуры, русского фольклора;
- Представление о разнообразных жанрах русского фольклора;
- Овладение стилевыми особенностями ансамблевого пения в традиционной манере Красноярского края с использованием диалекта;
- Освоение стилевых особенностей народной инструментальной музыки, народной хореографии, некоторым особенностям хореографии Красноярского края;
- Знание народного календаря и календарно-обрядового фольклора;
- Знание реквизита для обрядовых действ и праздников;
- Освоение игры на шумовых и ударных инструментах;
- Знание особенностей народных костюмов, традиционных украшений, головных уборов;
- Развитие музыкального слуха, навыков импровизации средствами традиционной национальной культуры.
Навыки сценического движения:
- Освоение традиционной хореографической культуры, особенностей русского фольклора;
- Освоение пластики тела, развитие координации, ритма;
- Освоение хороводного шага («в две ноги», «в три ноги»);
- Знание видов русского народного танцевального искусства: игровых и орнаментальных хороводов, кадрилей, групповых плясок, парно-массовых танцев;
- Овладение выразительными средствами сценического движения;
- Умение координировать свое положение в сценическом пространстве;
- Умение согласовывать движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;
- Знание особенностей хореографического фольклора сибирского региона, характерных переплясов типа «падебаск», «тройной шаг», «гармоника», «ковырялочка», «припадание», «мелкие дроби».
Навыки в области декоративно-прикладного творчества:
- Овладение основными видами декоративно-прикладного искусства;
- Умение работать с различными материалами и в разных техниках;
- Умение декорировать формы, предметы и элементы интерьера;
- Овладение навыками выполнения сюжетно-тематических, декоративных композиций, умениями оформительского творчества, создания эскизов народных костюмов, декораций;
- Умение композиционно грамотно выполнить ту или иную работу;
- Использованиеумений, практическихнавыков всамостоятельных работах;
- Проявление в работах художественного вкуса, фантазии, пространственного мышления;
- Овладение техническими навыками некоторых видов росписей;
- Использование средств выразительности в создании художественного образа: (цвет, объем, композиция, пропорции, материал, фактура).
Навыки в области музыкальной грамоты и слушания музыки:
- Овладение первичными знаниями в области музыкальной грамоты
- Овладение знаниями основных музыкальных жанрах;
- Овладение знаниями музыкальной терминологии;
- Знание средств музыкальной выразительности;
- Знание основных музыкальных форм (период, 2-х, 3-х частная, куплетная, вариационная, форма рондо);
- Знание основных музыкальных стилей;
- Знание видов оркестров и их составов;
- Определение на слух пройденных произведений и знание имен композиторов;
- Определение на слух звучание музыкальных инструментов;
- Умение определять на слух характер музыки;
- Знание особенностей русской народной музыки;
- Знание имен выдающихся композиторов и исполнителей.
Срок реализации программы
Срок реализации образовательной программы «Фольклор» 4 года. Набор учащихся в первый класс в возрасте от 6,5 лет производит администрация Лицея.
Продолжительность учебных занятий в году – 34 недели. Форма проведения занятий — аудиторная, уроки проводятся по подгруппам, в среднем от10-15 человек. Продолжительность урока — 40 минут.
Учебный план
№ п/п |
Наименование предмета |
Количество учебных часов в неделю |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
1. |
Фольклор |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. |
Сценическое движение |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Декоративно-прикладное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Музыкальная грамота и слушание музыки |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Предмет по выбору* |
1 |
1 |
1 |
1 |
ВСЕГО: |
5 |
5 |
5 |
5 |
Примечания:
- Выпускники 4 класса считаются окончившими полный курс ОП «Фольклор».
- Итоговая аттестация осуществляется в форме: концерта, выставки и тестированияс ответами на вопросы по полученным теоретическим знаниям.
- В качестве промежуточных форм контроля используются: контрольные уроки в конце каждой четвертиконцертыи открытые уроки для родителей с целью показать приобретенные знания и умения, выставки художественных работ, эскизов народных костюмов, поделок, декораций.
3. *Для всех обучающихся предусмотрен дополнительный час по выбору: музыкальное творчество, танец, декоративное творчество, народное пение для углубленного освоения программы и подготовки к мероприятиям, с учетом интересов ребенка.
4.Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане необходимо предусмотреть концертмейстерский час для проведения занятий по сценическому движению (1час),
5.Школе предоставляется право вносить изменения в учебный план, исходя из условий материального и кадрового обеспечения.
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность учебного года в 1-х классах составляет 33 недели, с учетом дополнительных каникул в феврале. Сроки учебных недель и каникул совпадают с графиком общеобразовательных школ и устанавливаются по приказу Управления образованием г. Железногорска.
Содержание дополнительной образовательной программы «Фольклор »
Предмет «Фольклор»
Программа предмета включает теоретические и практические аспекты устного словестного и музыкального творчества народа, важнейшие элементы, составляющие историю национальной культуры, события в жизни людей и государства, определенные циклы жизни человека, времен года, трудовых занятий. Дает понятие о национальной культуре, как уникальном национальном образе мира.Влияет на формирование нравственных чувств, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, о взаимодействии разных слоев населения. Знакомит с бытом, традициями, обычаями,ценностями своего и других народов,способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, помогает ребенку сформировать свое отношение к национальной культуре.
Предмет «Сценическое движение»
Целью предмета «Сценическое движение» является – обучение детей владеть своим телом, выработкадвигательных навыков: конкретность и точность движений, ритмичность и музыкальность. Одной из важных задач является изучение частных двигательных навыков, технических приемов – движение в ритмическом рисунке, распределение движения во времени, в умении соединить движение и речь,освоение хороводного шага («в две ноги», «в три ноги»),характерных переплясов типа «падебаск», «гармоника», «ковырялочка», «припадание», «мелкие дроби».Знание видов русского народного танцевального искусства: игровых и орнаментальных хороводов, кадрилей, групповых плясок, парно-массовых танцев.Овладение выразительными средствами сценического движения. Умение координировать свое положение в сценическом пространстве.
Предмет «Декоративно-прикладное творчество»
Включение предмета «Декоративно-прикладное творчество» в программу «Фольклор» предполагает развитие учащихся в художественно-творческой деятельности. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения. Освоение художественных жанров и стилей, изображения предметов с натуры и по памяти, знаний об основах композиции, пластического контраста, соразмерности. Обучение умению и навыкам работы с различными художественными материалами и техниками, умению раскрывать образное решение в художественно-творческих работах, навыкам самостоятельного применения различных художественных материалов и техник. Овладение основными видами декоративно-прикладного искусства,умение декорировать формы, предметы и элементы интерьера, создание эскизов народных костюмов.Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки»
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами и направлен на художественно-эстетическое, творческое развитие личности ребенка, дает представление об основных эпохах, стилях и жанрах музыкального искусства, направлен на изучение элементарных знаний музыкальной грамоты, развитие слуха, чувства ритма, понимание метрической, интонационной, фактурной структуры музыкальных произведений. Умение различать тембры музыкальных инструментов, умениезапоминать и воспроизводить мелодию несложных музыкальных произведений. Знание имен выдающихся композиторов и исполнителей. Знание особенностей русской народной музыки, известных фольклорных коллективов, исполняющих русскую музыку. Приобретение навыков творческой деятельности, в том числеколлективного музицирования(игра в оркестре шумовых инструментов, ансамбле свирелей).
Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фольклор»
Учебные предметы |
Автор(составитель) Год издания |
Особенности программы |
«Фольклор»
|
И.В.Сенина (2023 г) |
Теоретические и практические аспекты важнейших элементов национальной культуры.Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы. |
«Сценическое искусство» |
А.В.Кузнецова (2023 г.) |
Комплексное освоение знаний народного и хорееографического искусства. Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы |
«Декоративно-прикладное искусство» |
О.К. Чихватова (2023г.) |
Комплексное освоение знаний народного и декоративно-прикладного искусства. Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы |
«Музыкальная грамота и слушаниемузыки» |
Л.В.Ошкина (2023 г.) |
Комплексное освоение знаний музыкальной грамоты и слушания музыки.Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы |