Музыкальный театр (ДШИ)
- Подробности
- Категория: Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы - ДООП
- Опубликовано 20 Ноябрь 2023
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Музыкальный театр»
Данная образовательная программа носит комплексный характер, предполагает многоступенчатое обучение с набором разных предметов, объединенных едиными целями и задачами обучения.Образовательная программа направлена на воспитание гармоничной, социально-активной личности, выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.
Учебный план образовательной программы «Музыкальный театр» разработан на основе основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации), постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения (далее ГОСТ 7.60-2003), ГОСТ Р 7.0.3-2006 Издания. Основные элементы. Термины и определения (далее - ГОСТ Р 7.0.3-2006), «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013.
Образовательная программа «Музыкальный театр» является дополнительной общеразвивающей программой, реализуемойна базе ДШИ им. М.П. Мусоргского. Срок реализации образовательной программы 5 лет, набор учащихся в первый класс в возрасте от 7 лет.
Отличительной особенностью реализации данной программы является объединение всех предметов цикла вокруг предмета «Театр»,при этом формируется благоприятная обстановка для развития личностиребенка в разных направлениях.
Актуальность программы заключаетсяв создании условий для художественного, эстетического воспитания, духовно-нравственного, интеллектуального развития детей разного уровня природной одаренности, возможность обучения детей с ограничениями по здоровью.
Цель программы — комплексное гармоничное развитие личности за счет ознакомления с разными видами искусств.
Задачи программы — воспитание разносторонней и эстетически развитой личности, создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Планируемые результаты:
В области актерского мастерства:
- Овладение средствами пластической выразительности;
- Овладение умением воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику через приемы сценического движения;
- Овладение знаниями основных средств выразительности театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- Овладение первичными знаниями об основных музыкальных жанрах в их взаимосвязи с другими видами искусств;
- Овладение первичными знаниями в области музыкальнойграмоты(метр, ритм, темп, динамика, тембр, стиль);
Навыки сценического движения:
- Овладение выразительными средствами сценического движения;
- Умение координировать свое положение в сценическом пространстве;
- Умение согласовывать ритмические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;
- Овладение основными элементами классического, народного, историко-бытового и современного танцев, основными принципами взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств.
Навыки в области изобразительного искусства:
- Овладение основными средствами выразительности в создании художественного образа (цвет, объем, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
- Овладение навыками выполнения сюжетно-тематических, декоративных композиций, умениями оформительского творчества;
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество: чувство красоты, вкус, любовь к народным традициям.
Вокально-хоровые навыки:
- Приобретение навыков чистоты интонирования, ансамблевого пения;
- Навыков четкого произношения текста;
- Навыков выразительного исполнения и создания сценического образа;
- Навыков эмоционального раскрепощения;
- Понимание дирижерских жестов.
Срок реализации программы
Срок реализации образовательной программы «Музыкальный театр»5 лет. Набор учащихся в первый класс в возрасте от 7 лет.
Продолжительность учебных занятий в году – 34 недели.Форма проведения занятий — аудиторная, уроки проводятся по подгруппам, в среднем от 6 до 12 человек.Продолжительность урока — 40 минут.
Учебный план
№ п/п |
Наименование предмета |
Количество учебных часов в неделю |
Экзамен |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
||
1. |
Музыкальный театр |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
V |
2. |
Сценическое движение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
— |
3. |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
V |
4. |
хор |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
— |
5. |
Музыкальная грамота и слушание музыки |
|
|
|
|
|
V |
6. |
Музыкальный инструмент (по выбору) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
ВСЕГО: |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
Примечания:
- Выпускники 5 класса считаются окончившими полный курс ОП «Музыкальный театр».
- Итоговая аттестация осуществляется в форме: выпускного спектакля и тестирования, в форме ответов на вопросы по полученным теоретическим знаниям, а также в виде просмотра работ по ИЗО.
- В качестве промежуточных форм контроля используются: контрольные уроки в конце каждой четверти, спектакли, музыкальные сказки, концерты, открытые уроки для родителей с целью показать приобретенные знания и умения, выставки художественных работ, эскизов театральных костюмов, декораций.
- Для всех обучающихся предусмотрен дополнительный часзанятий музыкальным инструментом по выбору:фортепиано, скрипка, домра, балалайка, баян, аккордеон, флейта, с учетом интересов ребенка.
- Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане необходимо предусмотреть концертмейстерские часы: для проведения занятий похору, и сценическому движению (1час),
- Школе предоставляется право вносить изменения в учебный план, исходя из условий материального и кадрового обеспечения.
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Сроки учебных недель и каникул совпадают с графиком общеобразовательных школ и устанавливаются по приказу Управления образованием г. Железногорска.
Содержание дополнительной образовательной программы «Музыкальный театр»
Предмет «Музыкальный театр»
В содержании программы учебного предмета сочетаются теоретические и практические аспекты театральной и музыкальной грамоты. Знание истории театра, основных жанров театрального искусства, профессиональной терминологии. Накопление элементарных навыков и умений актерского мастерства. Первичных знаний в области музыкального искусства связанные с музыкальными жанрами, понятиями метр, ритм, темп, динамика, строением музыкальных произведений. Умение воспринимать, анализировать музыкальные произведения, определять художественно-образные и жанровые особенности. Умение применять полученные знания в работе над спектаклем.
Предмет «Сценическое движение»
Целью предмета «Сценическое движение является: развитие театрально-исполнительских способностей детей, воспитание их пластической культуры, а также формирование у обучающихся навыков, позволяющих выполнять задачи в процессе подготовки спектаклей. Задачи - научить детей владеть своим телом, выработать у учащихся общие двигательные навыки: конкретность и точность движения, ритмичность и музыкальность.Одной из важных задач является изучение частных двигательных навыков, технических приемов: движение в ритмическом рисунке, распределение движения во времени, в умении соединить движение и речь. Тренировочные упражнения сочетать с танцевальными движениями. Предмет предполагает овладение основами классического, историко-бытового, народного и современного танцев.
Предмет «Изобразительное искусство»
Включение предмета ИЗО в программу «Музыкальный театр» предполагает развитие учащихся в художественно-творческой деятельности. Развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения. Освоение художественных жанров и стилей,изображения предметов с натуры и по памяти, знаний об основах композиции, пластического контраста, соразмерности. Обучение умению и навыкам работы с различными художественными материалами и техниками, умению раскрывать образное решение в художественно-творческих работах, навыкам самостоятельного применения различных художественных материалов и техник. Обучение изготовлению элементов декораций к спектаклям, разработки эскизов театральных костюмов, навыков грима. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Предмет «Хор»
Предмет направлен на приобретение вокальных навыков, чистоты интонации, постановки голоса, навыков выразительного и ансамблевого пения, четкого произношения текста, эмоциональной передаче художественного образа. На основе изучения лучших образцов вокального репертуара сформировать интерес и привить любовь к музыке в целом и к вокальной культуре в частности, воспитать у детей музыкальный и художественный вкус, приобщить детей к классической музыкальной культуре, воспитать исполнительскую, сценическую культуру, воспитать творчески активную личность.
Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальный театр»
Учебные предметы |
Автор(составитель) Год издания |
Особенности программы |
«Музыкальный Театр» |
Т.Ю. Дремина (2023 г) |
Комплексное освоение знаний театрального и музыкального искусства. Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы. |
«Сценическое искусство» |
А.В.Кузнецова (2023 г.) |
Комплексное освоение знаний театрального и хорееографического искусства. Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы |
«Изобразительное искусство» |
О.К. Чихватова (2023г.) |
Комплексное освоение знаний театрального и изобразительного искусства. Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы |
«Хор» |
Д.А. Гаврина (2023 г.) |
Комплексное освоение знаний театрального и вокального искусства. Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы |