Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского.

МБУ ДО "ДШИ им. М.П. Мусоргского" - г. Железногорск.

Особенности развития творческого потенциала учащихся средствами искусства

«Особенности развития творческого потенциала учащихся средствами искусства»

Вьюнова Ольга Владимировна

преподаватель, заведующая общеэстетическим отделением

ДШИ им. М.П. Мусоргского г. Железногорск

    Эстетическое развитие средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности и чем раньше он заложен, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей. Это не значит, что каждый ребенок обязательно станет художником или музыкантом. Речь идет о формировании базовой культуры. Эстетическая культура является показателем высокой развитости личности, позволяет не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его создании. Дети развивают свои способности, адаптируются в современном обществе, полноценно используют свое свободное время.

 

«Без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет» В.А. Сухомлинский.

    В последние годы издержки проводящихся социально-экономических реформ болезненно сказываются на неустойчивой психике молодого поколения. На детей обрушивается такой поток информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринять. Поэтому проблема повышения нравственной составляющей современного образования сегодня весьма актуальна. 

    «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты».   Б.Т. Лихачев.                                    

     Образовательная программа «Общее эстетическое образование», реализуемая в ДШИ им. М.П. Мусоргского, носит комплексный, интегрированный характер. Комплекс учебных планов дает возможность общения с различными видами искусства. Каждый из них воздействует на человека своими художественными средствами: словом, звуком, движением, красками. Интегрированный подход к освоению учащимися разных видов искусств является приоритетным направлением в вопросе эстетического воспитания.

    В проекте «Концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации» от 29.12.2012, опубликованном на официальном сайте Министерства культуры РФ, определены задачи, которые должна решать система ДШИ. Ряд данных задач отражает специфику и направленность работы общеэстетического отделения (ОЭО) Детской школы искусств:

  • Раскрытие творческого потенциала детей и подростков.
  • Воспитание у детей любви к искусству.
  • Формирование будущей аудитории культурного слушателя, способного к восприятию и осмыслению искусства.
  • Овладение минимумом знаний и умений, необходимых для творческой деятельности.

    На отделении есть все возможности, созданы все условия (как специальные, так и психологические) для проявления творческого потенциала детей через активные формы приобщения к искусству: концерты, беседы, творческие встречи, клубы. В основе этих мероприятий -  глубокий интерес к истории и культуре родной страны. 

    Создан ряд учебных программ, адаптированных к условиям обучения, разработаны положения о проведении конкурсов по предметам. Главная задача отделения - создание территории комфорта и эмоционального благополучия для реализации творческих способностей учащихся. Весь учебный процесс нацелен на практическую реализацию их в концертной и выставочной работе. Воспитывается просвещенный любитель и ценитель искусства, о чем сказано в «Концепции развития ДШИ».

   «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Золтан Кодай

    Для реализации этого необходимо выполнение определенных условий:

  • Комплексный подход к обучению (интеграция различных предметов учебного цикла).
  • Личностно-ориентированное обучение (подбор учебного материала с учетом   возможностей ребенка).    
  • Взаимосвязь классных (учебных) и внеклассных занятий.
  • Применение игровых технологий в обучении.                                                          

    Для учащихся интересны и увлекательны интегрированные уроки. Преподавателю они дают возможность нестандартно представить учебный материал. Применение игровых методов помогает заинтересовать детей, создать атмосферу творческого сотрудничества и психологического комфорта.

    В рамках предметов «Музыка» и «Хореография» на отделении состоялся открытый урок «Я помню вальса звук прелестный» - своеобразное музыкальное путешествие в историю танца.

   Открытый урок «Из истории Античного театра» проведен в рамках предметов «Музыка», «Театр», «Музыкальный инструмент». Учащиеся проработали свои роли, подготовили музыкальные номера и разыграли мини-спектакль. В итоге занятие прошло в форме театрализованного представления. Необычная и увлекательная для детей форма урока. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, формирует эстетический вкус.                                                                  

    Применяя вариативность методов на уроке, преподаватели учат детей находить связь между произведениями искусства, понимать их родство. Музыка на таких уроках помогает создавать атмосферу причастности к тому событию, о котором пойдет речь.

    На занятиях по изобразительному искусству учащиеся через рисунок отражают свое видение окружающего мира, знакомятся с творчеством художников, с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры. Практикуется посещение выставок в городском музее, из последних это «Василий Суриков» и «Школа акварели Сергея Андрияки», в рамках которой учащимся был дан мастер-класс по работе в технике акварели. 

    На уроках Хореографии дети овладевают танцевальными навыками, знакомятся с классическими, народными, современными танцами.

   Еще один предмет, входящий в учебный комплекс – «Хоровое пение», развивающее певческие навыки, музыкальный слух, память.  Здесь ведется работа над приобретением вокально-хоровых навыков, эмоциональным раскрепощением учащихся для сценических выступлений.

    Для того чтобы музыкальный мир раскрылся перед ребенком, нужно пройти сложный путь изучения нотной грамоты и игровых навыков. Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент» составлена с учетом разных вариантов трудности. Дети овладевают навыками так называемого «домашнего музицирования» для дальнейшего практического их применения.

«Домашнее музицирование - дело немаловажное, ибо оно создает среду, в которой расцветает музыкальная культура страны». Л.А. Баренбойм

    Предмет «Музыка» в специфике отделения объединяет сольфеджио и музыкальную литературу. Здесь сочетаются теоретические и практические аспекты музыкальной грамоты.  Учащиеся знакомятся с творчеством композиторов, с основными направлениями музыкального искусства, учатся поминать язык музыки.

    Связующим звеном для всех предметов является «Театр». Обладая огромной силой эмоционального воздействия, театр наиболее полно помогает раскрывать творческие способности ребенка. Средствами театрального искусства можно в значительной мере влиять на эстетическое воспитание школьников. Еще Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем не сходная между собой может вдруг зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом». Учащиеся овладевают актерской грамотой и элементами актерского мастерства, навыками выразительной речи.

    В активе нашего отделения более 10 спектаклей, показанных на уровне города и более 20 мини-спектаклей, подготовленных для учащихся школы и дошкольных учреждений города:

 «Конек-горбунок» (по сказке Петра Ершова)        

 «Золушка» (по сказке Шарля Перро)

 «Щелкунчик» (по сказке Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», музыка П.И. Чайковского)                                                                     

 «Веселый Роджер» (по пьесе Дамира Салимзянова)

 «Алые паруса» (по повести Александра Грина)

«Изумрудная поляна» (по пьесе Аси Котляр)    и т.д.   

На общеэстетическом отделении учебный процесс тесно переплетается с внеклассной работой. В этом - особенность отделения.

Ежегодно проводятся «Праздник первоклассника» и Конкурс скороговорок под названием «Говорун-шоу». При этом и зрители принимают активное участие в этих мероприятиях. Ведь педагогика сотрудничества предполагает единение детей и взрослых.                                                                         

На отделении работает методическая площадка «Нравственное воспитание средствами искусства», объединяющая ряд творческих проектов.  

1 проект: Музыкально - литературная гостиная «Музыкальные беседы в читальном зале»

Цель проекта - сохранение традиций музыкального общения. Встречи проходят в читальном зале школьной библиотеки.

2 проект: Творческий клуб «Музей и Музыка»

Клуб существует с 2007 года - содружество ДШИ им. М.П.Мусоргского и городского Музейно-выставочного центра. Это наша находка, наше творческое изобретение. В основу деятельности клуба заложена идея приоритетности эстетического воспитания детей через приобщение их к традициям мировой художественной культуры. Сегодня, когда ребенок живет в мире компьютерной и виртуальной реальности, эстетическое образование и воспитание призвано помочь ему сформировать и сохранить духовные начала, развить чувство патриотизма, что очень актуально в наше время.

3 проект: Цикл концертов «Ваш ребенок в зеркале музыки»

Данный проект - слияние концертной программы и бесед для родителей о влиянии музыки на духовный мир ребенка.

4 проект: «Ждем вас в школу, малыши»

Преподаватели отделения сотрудничают с дошкольными учреждениями города. Проводятся концерты, ставятся музыкальные сказки-миниатюры, вызывающие живой интерес маленьких зрителей.                            

5 проект: «Мир творчества»

Главная цель проекта - реализация творческого потенциала преподавателей, работающих на отделении, и их учащихся. Здесь представляется большое поле деятельности для проявления творческих способностей.

    Данные проекты в полной мере отражают пути создания на отделении территории комфорта и эмоционального благополучия для учащихся.  

    Искусство обладает огромным потенциалом эстетического воздействия. Именно сила эмоционального воздействия помогает проникнуть в детское сознание и формирует лучшие эстетические качества личности. Ведь конечный результат этого - образованный, гармонично развитый человек, «просвещенный любитель и ценитель искусства».