Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского.

МБУ ДО "ДШИ им. М.П. Мусоргского" - г. Железногорск.

Музыкальный театр (93 школа)

Вложения:
Скачать этот файл (Музыкальный театр 93 шк..docx)Музыкальный театр 93 шк..docx[Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Музыкальный театр»]30 Кб

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Музыкальный театр»

Данная образовательная программа носит комплексный характер, предполагает многоступенчатое обучение с набором разных предметов, объединенных едиными целями и задачами обучения. Образовательная программа направлена на воспитание гармоничной, социально-активной личности, выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.

Учебный план образовательной программы «Музыкальный театр» разработан на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в ДШИ по видам искусств, письма Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ.

Образовательная программа «Музыкальный театр» является дополнительной общеразвивающей программой, реализуемой на базе средней школы №93 имени Героя Социалистического Труда М.М. Царевского. Срок реализации образовательной программы 4 года, набор учащихся в первый класс в возрасте от 6,5 лет осуществляет администрация Лицея.

Отличительной особенностью реализации данной программы является тесное взаимодействие «ДШИ им. М.П. Мусоргского» и МБОУ Средней школы №93 при котором формируется благоприятная обстановка для развития личности ребенка в разных направлениях. Школа № 93 находится на территории поселка Первомайский, который расположен в значительном отдалении от города с учреждениями  дополнительного образования.Реализация комплексной программы «Музыкальный театр» ДШИ им. «М.П.Мусоргского» в некоторой степени компенсирует эту проблему, создает условия для физического и эмоционального комфорта обучающихся и их родителей.

Особенностью программы является скоординированная деятельность всех направлений в программе (вокал, актерское мастерство, хореография, изобразительное  искусство). Программа ориентирована на развитие у обучающихся способности совмещать вокальную технику с пластикой, артистизмом и другими приемами сценического искусства.

Актуальность программы заключается в создании условий для художественного, эстетического воспитания, духовно-нравственного, интеллектуального развития детей, в приобретении детьми опыта творческой деятельности, знаний, умений и навыков в области театрального и музыкального искусства.

Цель программы — комплексное гармоничное развитие личности за счет ознакомления с разными видами искусств.

Задачи программы —создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, приобретение детьми опыта творческой деятельности.

Планируемые результаты:

В областимузыкального театра:

  • Знание о истории театра;
  • Знание о кукольном театре;
  • Овладение средствами пластической выразительности;
  • Овладение навыками сценической речи;
  • Овладение умением воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику через приемы сценического движения, мимику, жесты;
  • Овладение умениями работы с куклой;
  • Овладение знаниями основных средств выразительности театрального искусства;
  • Овладение первичными знаниями о взаимосвязи театра с другими видами искусств (музыкой, хореографией, ИЗО)
  • Умение применять полученные знания в постановке этюдов, спектаклей, сказок.
  • Сочетание движения, импровизации, театрализации под музыку.

Навыки в области музыкальной грамоты и слушания музыки:

  • Овладение первичными знаниями в области музыкальной грамоты
  • Овладение первичными знаниями об основных музыкальных жанрах;
  • Овладение знаниями музыкальной терминологии;
  • Знание средств музыкальной выразительности;
  • Знание основных музыкальных форм (период, 2-х, 3-х частная, куплетная, вариационная, форма рондо);
  • Знание основных музыкальных стилей;
  • Знание видов оркестров и их составов;
  • Определение на слух пройденные произведения и название имен композиторов;
  • Определение на слух звучание музыкальных инструментов;
  • Умение определять на слух характер музыки;
  • Знание особенностей русской народной музыки;
  • Знание имен выдающихся композиторов и исполнителей.

Навыки сценического движения:

  • Овладение выразительными средствами сценического движения;
  • Умение координировать свое положение в сценическом пространстве;
  • Умение согласовывать сценические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;
  • Овладение основными элементами классического, народного, историко-бытового и современного танцев, основными принципами взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств.

 Навыки в области изобразительного искусства:

  • Овладение основными средствами выразительности в создании художественного образа (цвет, объем, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
  • Овладение навыками выполнения сюжетно-тематических, декоративных композиций, умениями оформительского творчества;
  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество: чувство красоты, вкус, любовь к народным традициям.

Вокально-хоровые навыки:

  • Приобретение навыков чистоты интонирования, хорового и ансамблевого пения;
  • Навыков четкого произношения текста;
  • Навыков выразительного исполнения и создания сценического образа;
  • Навыков эмоционального раскрепощения;
  • Понимание дирижерских жестов.

Срок реализации программы

Срок реализации образовательной программы «Музыкальный театр» 4 года. Набор учащихся в первый класс в возрасте от 6,5 лет производит администрация МБОУ средней школы №93.

Продолжительность учебных занятий в году – 34 недели. Форма проведения занятий — аудиторная, уроки проводятся по подгруппам, в среднем от10-15 человек. Продолжительность урока — 40 минут.

Учебный план

№ п/п

Наименование предмета

Количество учебных часов в неделю

I

II

III

IV

1.

Музыкальный театр

1

1

1

1

2.

Музыкальная грамота и слушание музыки

1

1

1

1

3.

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4.

Сценическое движение

1

1

1

1

5.

Хор

1

1

1

1

6.

Предмет по выбору*

1

1

1

1

ВСЕГО:

6

6

6

6

Примечания:

1. Выпускники 4 класса считаются окончившими полный курс ОП «Музыкальный театр».

2. Итоговая аттестация осуществляется в форме: выпускного спектакля и тестирования, викторин, кроссвордов, прочтения стихотворения,ответов на вопросы по полученным теоретическим знаниям.

3. В качестве промежуточных форм контроля используются: контрольные уроки в конце каждой четверти, спектакли, музыкальные сказки, концерты, открытые уроки для родителей с целью показать приобретенные знания и умения, выставки художественных работ, эскизов театральных костюмов, декораций.

3. *Для всех обучающихся предусмотрен дополнительный час по выбору:актерское мастерство, слушание музыки, ИЗО, сценическое движение, хоровое пение для углубленного освоения программы и подготовки к мероприятиям, с учетом интересов ребенка.

4.Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане необходимо предусмотреть концертмейстерский час для проведения занятий по хору (1час),

5.Школе предоставляется право вносить изменения в учебный план, исходя из условий материального и кадрового обеспечения.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность учебного года в 1-х классах составляет 33 недели, с учетом дополнительных каникул в феврале. Сроки учебных недель и каникул совпадают с графиком общеобразовательных школ и устанавливаются по приказу Управления образованием г. Железногорска.

Содержание дополнительной образовательной программы «Музыкальный театр»

Предмет «Музыкальный театр»

В содержании программы учебного предмета сочетаются теоретические и практические аспекты театральной грамоты.Единство музыки и действия,пения и слова, их взаимодействие и неразрывность является фундаментом музыкального театра. Знание истории театра, основных жанров театрального искусства, профессиональной терминологии. Накопление элементарных навыков и умений актерского мастерства, сценической речи, обучение театральной лексике. Умение применять полученные знания в работе над спектаклем. Развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности под музыку.  Формирование представления о кукольном театре, как виде искусства, знакомство с историей кукольного театра. Формирование практических навыков и техник работы с куклой, обучение работе над ширмой. Освоение основных правил поведения на сцене.Развитие внимания, воображения, фантазии, изобретательности.Умение анализировать характер своего героя, его поступки. Развитие голосовых возможностей, мелкой моторики рук, выразительности движений, мотивационных устремлений детей на исправление своих речевых проблем через театральную деятельность (тренинги, этюды,  спектакли, сказки, концерты).Формирование первичных знаний в области музыкального искусства связанные с музыкальными жанрами, понятиями метр, ритм, темп, динамика, строением музыкальных произведений. Умение воспринимать, анализировать музыкальные произведения, определять художественно-образные и жанровые особенности. Умение применять полученные знания в работе над спектаклем.

Предмет «Изобразительное искусство»

Включение предмета ИЗО в программу «Музыкальный театр» предполагает развитие учащихся в художественно-творческой деятельности. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения. Освоение художественных жанров и стилей, изображения предметов с натуры и по памяти, знаний об основах композиции, пластического контраста, соразмерности. Обучение умению и навыкам работы с различными художественными материалами и техниками, умению раскрывать образное решение в художественно-творческих работах, навыкам самостоятельного применения различных художественных материалов и техник. Обучение изготовлению элементов декораций к спектаклям, разработки эскизов театральных костюмов, навыков грима, изготовление простых видов кукол (конусные,плоские, кукла-варежка).  Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности

Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки»

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами и направлен на художественно-эстетическое, творческое развитие личности ребенка, дает представление об основных эпохах, стилях и жанрах музыкального искусства.Направлен на изучение элементарных знаний музыкальной грамоты, развитие слуха, чувства ритма, понимание метрической, интонационной, фактурной структуры музыкальных произведений,умение различать тембры музыкальных инструментов,умение запоминать и воспроизводить мелодию несложных музыкальных произведений.Умение выбрать музыку для озвучивания фрагмента из спектакля или образной характеристики героя. Умение определить на слух музыкальные произведения из программы, вошедшие в золотой фонд мировой классики. Знание имен выдающихся композиторов и исполнителей.

Предмет «Сценическое движение»

Целью предмета «Сценическое движение является: развитие театрально-исполнительских способностей детей, воспитание их пластической культуры, а также формирование у обучающихся навыков, позволяющих выполнять задачи в процессе подготовки спектаклей. Задачи - научить детей владеть своим телом, выработать у учащихся общие двигательные навыки: конкретность и точность движения, ритмичность и музыкальность, движение в ритмическом рисунке, распределение движения во времени, в умении соединить движение и речь, тренировочные упражнения сочетать с танцевальными движениями. Предмет предполагает овладение основами классического, историко-бытового, народного и современного танцев. 

Предмет «Хор»

Предмет направлен на приобретение вокальных навыков, чистоты интонации, постановки голоса, навыков выразительного хорового и ансамблевого пения, четкого произношения текста, эмоциональной передаче художественного образа. На основе изучения лучших образцов хорового репертуара сформировать интерес и привить любовь к музыке в целом и к хоровой культуре в частности, воспитать у детей музыкальный и художественный вкус, приобщить детей к классической музыкальной культуре, воспитать исполнительскую, сценическую культуру, воспитать творчески активную личность.

Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальный театр»

Учебные предметы

Автор(составитель)

Год издания

Направленность программы

«Музыкальный театр»

Т.П.Видясова

(2023 г)

Комплексное освоение знаний театрального искусства с другими видами искусств.

«Музыкальная грамота и слушание музыки»

 

Г.Л.Шистерова

(2023 г.)

Комплексное освоение знаний музыкальной грамоты и слушания музыки с другими видами искусств.

«Сценическое движение»

Д.Ю.Заворотняя

Комплексное освоение сценических и танцевальных движений с другими видами искусств.

«Изобразительное искусство»

Т.В.Гирич

(2023г.)

Комплексное освоение знаний изобразительного искусства с другими видами искусств.

«Хор»

В.М.Васенкова

(2023 г.)

Комплексное освоение знаний хорового и вокального искусства с другими видами искусств.