Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского.

МБУ ДО "ДШИ им. М.П. Мусоргского" - г. Железногорск.

Духовые и ударные инструменты

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области искусств «Духовые и ударные инструменты».

Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности, а также в целях подготовки одаренных детей к поступлению в образовательные организации.
Предпрофессиональные образовательные программы реализуются в «ДШИ им. М.П.Мусоргского» на основании ФЗ «Об образовании в Российской федерации» №273 (от 29.12.2012г.), а также на основании Федеральных Государственных требований, утвержденных приказои Министерства культуры РФ от 12.03.2012г. №162 (далее ФГТ).

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ДШИ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

  • выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
  • организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
  • организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
  • организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
  • построения содержания программы «Струнные инструменты» с учетом индивидуального развития детей,

Общие положения
Цель данной образовательной программы – методическое обеспечение Федеральных Государственных требований по предпрофессиональной образовательной программе в области искусств «Духовые и ударные инструменты» и создание рекомендаций по ее реализации для педагогического состава «ДШИ им. М.П.Мусоргского».
Настоящая образовательная программа устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» (далее – программа «Духовые и ударные инструменты»
Образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на струнных инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Образовательная программа ориентирована на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Срок освоения программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
ДШИ имеет право реализовывать программу «Духовые и ударные инструменты» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом требований ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Духовые и ударные инструменты» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на духовом или ударном инструменте.
Освоение обучающимися программы «Духовые и ударные инструменты» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
Используемые сокращения
В настоящей образовательной программе используются следующие сокращения:
программа «Духовые и ударные инструменты» – дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»
ОП – образовательная программа;
ОУ – образовательное учреждение;
ФГТ – федеральные государственные требования;
ДШИ – «ДШИ им.И.П.Мусоргского».

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Духовые и ударные инструменты»

Результатом освоения программы «Духовые и ударные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:

  • знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле и (или) оркестре на духовом инструменте;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на духовом или ударном инструменте;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на духовом или ударном инструменте;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на духовом или ударном инструменте;
  • навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • Навыков импровизации на духовом или ударном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на духовом или ударном инструменте, так и на фортепиано;
  • навыков подбора по слуху;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и (или) оркестровых);

в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на струнном инструменте и фортепиано;
  • умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста;
  • первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результатом освоения программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:

  • знание основного сольного, ансамблевого и (или) оркестрового репертуара (произведений для струнного ансамбля, камерного оркестра, малого симфонического оркестра, солиста в сопровождении струнного ансамбля и камерного оркестра);
  • знание различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
  • умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и (или) оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
  • в области теории и истории музыки:
  • первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
  • первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
  • умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
  • наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);
  • навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
  • навыков восприятия современной музыки.

Результаты освоения программы «Духовые и ударные инструменты» по учебным предметам обязательной части.
Специальность:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
  • знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений,
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных   технических приемов;
  • наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Ансамбль:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных камерно-инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному творческому исполнительству;
  • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Фортепиано:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

Хоровой класс:

  • знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • навыки коллективного хорового исполнительского творчества;
  • сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
  • наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

Сольфеджио:

  • сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
  • навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Слушание музыки:

  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения
  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
  • умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
  • навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
  • знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
  • знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
  • умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  • навыки по восприятию музык ального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Элементарная теория музыки:

  • знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
  • первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
  • умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
  • наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).