Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского.

МБУ ДО "ДШИ им. М.П. Мусоргского" - г. Железногорск.

Ежегодная премия им. Парамоновой А.С.

Ежегодная премия им. Парамоновой А.С.

"В память о преподавателе Парамоновой Альбине Семёновне, родственниками учреждена ежегодная премия с целью поддержки учащихся народного отделения ДШИ. Приветствуется любая финансовая помощь. Счет № 42305.810.5.3100.0468645, БИК 040407627, КРАСНОЯРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8646 ПАО СБЕРБАНК г. КРАСНОЯРСК, Рябушкина Екатерина Анатольевна"

Струнные инструменты

Название программы:

 Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области искусств

 «Струнные инструменты».

Возраст приема обучающихся:

6,6 – 9 лет

Срок реализации:

8 (9) лет

Авторы составители:

Дмитриева Е.В., заместитель директора по УМР «ДШИ им. М.П.Мусоргского»,

Колокольцева З.И., заместитель директора по УМР «ДШИ им. М.П.Мусоргского».

Предпрофессиональные образовательные программы реализуются в «ДШИ им. М.П.Мусоргского» на основании ФЗ №145 (от 16 июня 2011г.), а также на основании Федеральных Государственных требований (далее ФГТ).

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ДШИ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

  • выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
  • организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
  • организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
  • организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
  • построения содержания программы «Струнные инструменты» с учетом индивидуального развития детей,

Образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на струнных инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Образовательная программа ориентирована на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

ДШИ имеет право реализовывать программу «Струнные инструменты» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом требований ФГТ. 

При приеме на обучение по программе «Струнные инструменты» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на струнном инструменте.

Освоение обучающимися программы «Струнные инструменты» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Струнные инструменты»

Результатом освоения программы «Струнные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

  • знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле и (или) оркестре на струнном инструменте;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей на струнном инструменте;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на струнном инструменте;
  • умения создавать  художественный образ при исполнении музыкального произведения на струнном инструменте;
  • навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на струнном инструменте, так и на фортепиано;
  • навыков подбора по слуху;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и (или) оркестровых);

в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;
  • умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на струнном инструменте и фортепиано;
  • умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста;
  • первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Струнные инструменты» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе  устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Оценка качества реализации программы.

Оценка качества реализации программы «Струнные инструменты» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Специальность;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не мен     ее трех календарных дней.

Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.