Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского.

МБУ ДО "ДШИ им. М.П. Мусоргского" - г. Железногорск.

Образовательная программа ДШИ

Информация о школе и принципы образовательной политики

Детская музыкальная школа в городеКрасноярске-26 (ныне Железногорск) была образована в 1953 году.

В 1995 году Постановлением администрации гор.Железногорска № 86-П от 10.04.95 г. детская музыкальная школа получила статус муниципального образовательного учреждения «Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского».

В 2011 году после внесения изменений в учредительные документы школа зарегистрирована в качестве муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского».

Школа является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования и в сфере культуры. 

Учредителем Школы является муниципальное образование «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края». Место нахождения учредителя: 662971, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. 22 партсъезда, д.21.

В 2015 году после внесения изменений в учредительные документы школа зарегистрирована в качестве муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского».

Основной вид деятельности Школы - реализация дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих общеобразовательных программ.

Реализуемые в настоящее время образовательные программы

  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», 8(9)лет;
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательнаяпрограмма в области музыкального искусства «Струнные инструменты», 8(9)лет;
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательнаяпрограмма в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», 5 (6) лет, 8(9)лет;
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательнаяпрограмма в области музыкального искусства «Народные инструменты», 5 (6) лет,8(9)лет;
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение», 8(9)лет;
  • Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа«Музыкальное искусство: инструментальное исполнительство», 5лет;
  • Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа«Хоровое пение», 7лет;
  • Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа«Общее эстетическое образование», 4-5 лет;
  • Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа «Музыкальный театр», 4-5 лет;
  • Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа «Фольклор», 4 года;
  • Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа«Подготовка детей к обучению в школе, подготовительный класс», 1год;
  • Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Подготовка к поступлению в профессиональные учебные заведения», 1 год;

Образовательные программы, реализуемые на внебюджетной основе:

  • Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа «Инструментальное исполнительство», 3 года:
  • Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа «Гитарные курсы», 2 года;
  • Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа «Подготовка детей к обучению в школе, эстетический класс», 1 год.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется школой самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

Содержание образования в школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми школой самостоятельно. Образовательные программы разрабатываются школой в соответствии с примерными рекомендациями к программам по предметам, подготовленным государственными органами управления культуры, Министерством культуры РФ.      

Образовательный процесс в Школе регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком, утвержденным директором, и расписанием занятий, разрабатываемым учебной частью и утвержденным директором Школы.

Для учащихся по решению Педагогического совета могут вводиться индивидуальные программы и учебные планы.

Организация образовательного процесса строится на педагогически обоснованном выборе преподавателем учебных планов, программ, средств, форм и методов обучения и воспитания, утвержденных в школе и обеспечивающих получение обучающимися образования, соответствующего уровню принятых в школе образовательных стандартов. Основные виды учебных занятий определяются планами и программами. Помимо основных видов занятий, школа может вводить предметы по выбору, факультативные и элективные занятия, направленные на развитие интересов и способностей обучающихся, часы школьного компонента, необходимые как для обучающихся, проявляющих особый интерес к предмету, так и слабоуспевающих, требующих индивидуального подхода при обучении.

Цели и задачи образовательной деятельности

Школа регулярно и целенаправленно работает над формированием контингента, одной из приоритетных задач всегда является его сохранение. На выполнение этой задачи направлена работа общеэстетических отделений школы. Наряду с этим в последние годы повсеместно остро встал вопрос профессиональной ориентации обучающихся. Сложный и длительный процесс получения образования, неясные перспективы трудоустройства и оплаты труда – все это не создает достаточной мотивации для продолжения обучения в профильных учебных заведениях. Осознавая трудность проблемы и невозможность локального решения этой проблемы, ДШИ им. М.П.Мусоргского считает необходимым направить свои усилия на снятие остроты проблемы. Для этого перед руководителями МО поставлена задача системно спланировать работу по профессиональной ориентации с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Цель работы школы:

Реализация модели адаптированной школы, удовлетворяющей потребностям и возможностям наибольшего числа детей.

 

Задачи:

  • Обеспечить ребенку с любым уровнем способностей психологически комфортные условия обучения в школе.
  • Работать по реализации вариативного содержания образования, используя разноуровневые образовательные программы.
  • Обеспечить наиболее одаренных учащихся объемом начальных профессиональных знаний.
  • Дать возможность учащимся с ограниченными музыкальными способностями гармонично развиваться по ОП «Общее эстетическое образование».
  • Направить работу по ОП «Подготовка детей к обучению в школе» на раннее выявление способностей и создание мотивации к дальнейшему обучению в школе.
  • Работу по всем ОП направить на развитие творческого потенциала детей.
  • Работу всех методически объединений направить на создание системы профориентации одаренных детей.

Формы организации учебной деятельности

Учебная деятельность организована в виде уроков и контрольных точек, конкурсов, прослушиваний и т. п. в соответствии с утвержденными планами.

Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебного процесса в школе является урок. Продолжительность одного урока (академического часа) регламентируется Уставом ДШИ. Образовательная деятельность школы осуществляется в процессе учебной работы и внеурочных мероприятий. Для ведения образовательного процесса и полноценного усвоения учащимися учебного материала в школе в соответствии с образовательными программами и учебными планами установлены следующие виды работ:

  • групповые занятия;
  • мелкогрупповые занятия;
  • индивидуальные занятия;
  • самостоятельная (домашняя) работа учащегося;
  • контрольные мероприятия, предусмотренные учебными планами и программами (контрольные уроки, академические концерты, зачеты, экзамены, выставки, спектакли и т. д.), которые определяются образовательными программами и отделениями;
  • культурно-просветительские мероприятия (концерты, лекции, беседы и т. д.), организуемые школой;
  • внеурочные классные мероприятия.

Групповая форма обучения

применяется в классахпредметов коллективного музицирования: хоров и хоровых ансамблей, ансамблей скрипачей, виолончелистов, народных инструментов, оркестров и ансамблей различных составов, предполагающих группы из 10 – 12 человек и более.

Мелкогрупповая форма обучения

применяется в классахразличных вокальных и инструментальных ансамблей, предполагающих мелкие группы из 2 – 6 человек;

предметов теоретического цикла (сольфеджио, музыкальная грамота, слушание музыки, музыкальная литература, элементарная теория).

Индивидуальная форма обучения

применяется в классах предметов музыкального исполнительства (сольного инструментального исполнительства, в том числе общего, ансамбля, концертмейстерского класса, аккомпанемента, ряда факультативных предметов), предметов факультативного курса (элементарная теория музыки, сольфеджио, для поступающих в ССУЗы и др.).

Домашние задания даются учащимся с учетом педагогических требований, направленных на полноценное освоение выбранной образовательной программы, психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях школы).

Внеучебная деятельность разнообразна по формам: публичные концерты, конкурсы, фестивали, вечера, праздники, собрания, участие в олимпиадах, посещения театров и концертов и т. д.

Расписание индивидуальных занятий обучающихся составляется преподавателями. Основное требование – создание наиболее благоприятного режима обучения и отдыха детей.

Учебные планы, их обоснование и структура.

Цель рабочего учебного плана ДШИ состоит в создании наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп обучающихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, дает возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

Основным принципом построения учебного плана является вариативность содержания, направленного на удовлетворение различных образовательных потребностей.

Учебные планы по предпрофессиональным общеобразовательным программам составляются в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Центром образовательного процесса школы является ребенок. Именно ученик – субъект образовательного процесса, и задача школы – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы, создать условия для наиболее полной реализации целевого выбора учащегося.

Следуя этому, школой предоставляется широкий спектр для выбора музыкальных инструментов и пения, продолжительности обучения.