Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского.

МБУ ДО "ДШИ им. М.П. Мусоргского" - г. Железногорск.

Хоровое пение

Вложения:
Скачать этот файл (хоровое пение.doc)хоровое пение.doc[Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства: «Хоровое пение».]90 Кб

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства:

«Хоровое пение».

Дополнительные общеразвивающие образовательные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельностью.

Общеразвивающие образовательные программы реализуются в «ДШИ им. М.П. Мусоргского» на основании ФЗ №273 (от 29.12.2012г.)

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ДШИ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

  • организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
  • организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
  • организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

Образовательная программа, реализуемая в «ДШИ им. М.П.Мусоргского», носит комплексный характер. Она предполагает многоступенчатое обучение ( поэтапность) с набором разных предметов, объединенных едиными целями и задачами обучения. В ее основе лежат несколько базовых (инвариантных) предметов, находящихся во взаимодействии, в том числе предмет по выбору. Образовательная программа направлена на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.

Срок освоения программы 7  лет. Возраст начала обучения 7-8 лет.

При выборе данной образовательной программы возможно поступление сразу в 1 класс или зачисление после окончания ОП «Подготовка детей к школе» (по желанию родителей и рекомендации преподавателей).

Обучающиеся, ориентированные на поступление в средние специальные учебные заведения на отделение хорового пения, могут продолжить обучение в 8 классе для подготовки по индивидуальным учебным планам.

Задачи общеобразовательной программы:

  • овладение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности
  • овладение основами музыкальной грамоты
  • овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений музыкального искусства
  • овладение навыками хорового и ансамблевого пения (грамотного дыхания, формирования звуков, певческой культуры)
  • приобретение навыков практического музицирования: чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху
  • формирование умений использовать полученные знания в практической  деятельности.

В процессе обучения возможны переводы на другую ОП, в связи с желанием продолжить профессиональное образование или изменением состояния здоровья и изменением дальнейших планов учащегося.

Основной формой занятий является урок (индивидуальный или групповой).

Продолжительность урока определена Уставом МБУДО «ДШИ им. Мусоргского» и составляет 40 минут. Сроки начала, окончания учебного года, а также каникул определяются календарным учебным графиком школы.

Требования к выпускнику

  • Владение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности;
  • владение основами музыкальной грамоты;
  • владение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений музыкального искусства;
  • владение навыками хорового и ансамблевого пения (грамотного дыхания, формирования звуков, певческой культуры)
  • наличие умений разучивать и грамотно исполнять произведения;
  • наличие навыков практического музицирования: чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху;
  • умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Контроль за выполнением учебного плана осуществляется в форме текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Текущая аттестация осуществляется преподавателем и фиксируется в дневнике учащегося и классном журнале. Промежуточная аттестация проводится в форме открытых концертов, прослушиваний, зачетов и контрольных уроков.

Итоговая аттестация  проводится в форме экзамена по тем предметам, по которым это предусмотрено учебным планом. Формы итоговой аттестации по предметам, не предусматривающим экзамена (например: хор, музыкальная литература), определяются и утверждаются на заседании МО отделения с учетом особенностей рабочих программ преподавателей.

Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Хоровое пение».

Учебный план содержит инвариантную часть (обязательный компонент учебного плана) и вариативную часть -  предметы по выбору, определяемые «ДШИ им. М.П.Мусоргского». Использование возможностей предмета по выбору позволяет применить на практике методы дифференцированного обучения и индивидуального подхода. Вместе с тем по желанию учащихся и их родителей возможно освобождение учащихся от занятий предметом по выбору. Это позволяет учитывать состояние здоровья каждого ребенка, возросшие требования в общеобразовательных школах, избегать учебных перегрузок в ДШИ.

ОП «Хоровое пение». Срок обучения – 7  лет.

№ п/п

Наименование предметов

Количество учебных часов в неделю

Экзамены проводятся в классах

I

II

III

IV

V

VI

VII

1.

Хоровой класс

3

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

 

2.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

VII

3.

Музыкальный инструмент

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

4.

Музыкальная литература

 

-

 

-

 

-

 

1

 

1

 

1

 

1

 

5.

Предмет по выбору (вокал)

 

 

 

 

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

ВСЕГО:

6

6,5

6,5

7,5

7,5

7,5

7,5

 

Примечания:

* Выпускники VII класса могут считаться окончившими полный курс школы искусств.

В VIII класс по решению дирекции зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования, а также желающие обучаться гитарному аккомпанементу.

** Примерный перечень предметов по выбору: музыкальный инструмент, теория, основы дирижирования, слушание музыки, синтезатор, вокал.

Предмет по выбору предоставляется на основании заявления классного руководителя (по согласованию с родителями).

Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе  в среднем 5-10 человек; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 2 чел.) профессионально перспективных учащихся.

Количественный состав групп по хору в среднем 10-15 человек.

Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

  • педагогические часы для проведения сводных занятий хоров и ансамблей;
  • концертмейстерские часы:

1) для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий;

2) для проведения занятий по предметам «музыкальный инструмент» (кроме баяна, аккордеона, фортепиано) из расчета 1 час в неделю на каждого ученика;

3) для проведения занятий по предметам по выбору.

Для подготовки учащихся к поступлению в средние специальные учреждения, учебный план предусматривает дополнительные классы (некоторые дети оканчивают музыкальную школу одновременно с 7-м классом общеобразовательной и для поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена им необходимы 2 года занятий). По решению администрации таким учащимся может быть увеличено количество часов на профессионально ориентирующие предметы – музыкальный инструмент и сольфеджио.

Содержание дополнительной образовательной программы.

Вариативный модуль обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов образования.

Школьный компонент представлен «предметом по выбору». Перечень предметов по выбору утверждается педагогическим советом до начала учебного года. Набор предметов формируется с учетом имеющейся материальной базы, наличия педагогических кадров, а также с учетом интересов учащихся.

Предмет

Содержание (краткая характеристика)

Сроки реализации

Школьный компонент

Общий инструмент (фортепиано, скрипка, гитара, домра, балалайка)

Развитие музыкальных способностей детей, формирование навыков игры на музыкальных инструментах, овладение минимумом знаний, умений, навыков исполнительской деятельности. Приобретение навыков практического музицирования.

7 лет

Вокальный ансамбль, вокал

Работа над приобретением вокально-хоровых навыков, навыков выразительного исполнения. Эмоционального раскрепощения учащихся. Приобретение навыков ансамблевого пения.

1 – 6 лет

Синтезатор

Изучение технического устройства и художественных возможностей инструмента, освоение исполнительской техники. Выработка специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры, навыков элементарной аранжировки, подбора аккомпанемента, импровизации и сочинения.

1 - 5 лет

Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Учебные предметы

Срок обучения

Вид рабочей программы учебных предметов (примерная*, модифицированная (адаптированная), авторская)

Автор (составитель), реквизиты: год издания, кем утвержден

Особенности адаптации

Хор

7(8)

модифицированная

И.В.Шумская

2016

 

сольфеджио

7(8)

 

модифицированная

С.А.Шальцина

2016

 

 

музыкальная литература

4

модифицированная

С.А.Шальцина

2020

 

-

музыкальная литература

1

модифицированная

Е.В.Дмитриева г.Железногорск

Изменение содержания музыкального образования 1-го года обучения

общее фортепиано

7

модифицированная

Т.Г.Кичерова

2016

Адаптация программы к специфике учебного процесса ДШИ

вокал

3

модифицированная

Н.Д. Левицкая