Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского.

МБУ ДО "ДШИ им. М.П. Мусоргского" - г. Железногорск.

Фольклор (103 школа)

Вложения:
Скачать этот файл (фольклор 103 шк.docx)фольклор 103 шк.docx[Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Фольклор»]38 Кб

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Фольклор»

Данная образовательная программа носит комплексный характер, предполагает обучение с набором разных предметов, объединенных едиными целями и задачами обучения. Программа направлена на воспитание гармоничной, социально-активной личности, пробуждение интереса к народному творчеству, расширение представлений о культуре русского народа, знакомству с народными традициями, обычаями, обрядами.

Учебный план образовательной программы «Фольклор» разработан на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в ДШИ по видам искусств, письма Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ.

Образовательная программа «Фольклор» является дополнительной общеразвивающей программой, реализуемой на базе Лицея «Гармония» 103, который является одним из ведущих образовательных учреждений города. Срок реализации образовательной программы 4 года, набор учащихся в первый класс в возрасте от 6,5 лет осуществляет администрация Лицея.

Отличительной особенностью реализации данной программы является тесное взаимодействие «ДШИ им. М.П. Мусоргского» и Лицея 103 «Гармония» при котором формируется благоприятная обстановка для развития личности ребенка в разных направлениях. Учебные предметы образовательной программы ДШИ встроены в расписание общеобразовательной школы. При данном взаимодействии создаются условия для поддержки физического и эмоционального комфорта обучающихся и их родителей.

Актуальность программы заключается в создании условий для художественного, эстетического воспитания, духовно-нравственного, интеллектуального развития детей, интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, приобретении детьми опыта творческой деятельности, знаний, умений и навыков в области фольклора.

Цель программы — комплексное гармоничное развитие личности, воспитание в духе народной культуры, ориентация детей на национальные ценности за счет ознакомления с разными видами искусств.

Задачи программы — воспитание разносторонней и эстетически развитой личности, создание условий для приобщения детей к народному творчеству. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами фольклора. Воспитание любви к своей Родине и традициям своего народа.

Планируемые результаты:

В области «Фольклора»:

  • Ознакомление с основными понятиями народной культуры, русского фольклора;
  • Представление о разнообразных жанрах русского фольклора;
  • Овладение стилевыми особенностями ансамблевого пения в традиционной манере Красноярского края с использованием диалекта;
  • Освоение  стилевых особенностей народной инструментальной музыки,  народной хореографии, некоторым особенностям хореографии Красноярского края;
  • Знание народного календаря и календарно-обрядового фольклора;
  • Знание реквизита для обрядовых действ и праздников;
  • Освоение игры на шумовых и ударных инструментах;
  • Знание особенностей народных костюмов, традиционных украшений, головных уборов;
  • Развитие музыкального  слуха, навыков импровизации средствами традиционной национальной культуры.

Навыки сценического движения:

  • Освоение традиционной хореографической культуры, особенностей русского фольклора;
  • Освоение пластики тела, развитие координации, ритма;
  • Освоение хороводного шага («в две ноги», «в три ноги»);
  • Знание видов русского  народного  танцевального искусства: игровых  и орнаментальных хороводов, кадрилей, групповых плясок, парно-массовых танцев;
  • Овладение выразительными средствами сценического движения;
  • Умение координировать свое положение в сценическом пространстве;
  • Умение согласовывать движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;
  • Знание особенностей хореографического фольклора сибирского региона, характерных переплясов типа «падебаск», «тройной шаг», «гармоника», «ковырялочка», «припадание», «мелкие дроби».

Навыки  в области декоративно-прикладного творчества:

  • Овладение основными видами декоративно­­­­-прикладного искусства;
  • Умение работать с различными материалами и в разных техниках;
  • Умение декорировать формы, предметы и элементы интерьера;
  • Овладение навыками выполнения сюжетно-тематических, декоративных композиций, умениями оформительского творчества, создания эскизов народных костюмов, декораций;
  • Умение композиционно грамотно выполнить ту или иную работу;
  • Использованиеумений,  практическихнавыков всамостоятельных работах;
  • Проявление в работах художественного вкуса, фантазии, пространственного мышления;
  • Овладение техническими навыками некоторых видов росписей;
  • Использование средств выразительности в создании художественного образа: (цвет, объем, композиция, пропорции, материал, фактура).

Навыки  в области музыкальной грамоты и слушания музыки:

  • Овладение первичными знаниями в области музыкальной грамоты
  • Овладение знаниями  основных музыкальных жанрах;
  • Овладение знаниями музыкальной терминологии;
  • Знание средств музыкальной выразительности;
  • Знание основных музыкальных форм (период, 2-х, 3-х частная, куплетная, вариационная, форма рондо);
  • Знание основных музыкальных стилей;
  • Знание видов оркестров и их составов;
  • Определение на слух пройденных произведений и знание имен композиторов;
  • Определение на слух звучание  музыкальных инструментов;
  • Умение определять на слух характер  музыки;
  • Знание особенностей русской народной музыки;
  • Знание имен выдающихся композиторов и исполнителей.

Срок реализации программы

Срок реализации образовательной программы «Фольклор» 4 года. Набор учащихся в первый класс в возрасте от 6,5 лет производит администрация Лицея.

Продолжительность учебных занятий в году – 34 недели. Форма проведения занятий — аудиторная, уроки проводятся по подгруппам, в среднем от10-15 человек. Продолжительность урока — 40 минут.

Учебный план

№ п/п

Наименование предмета

Количество учебных часов в неделю

I

II

III

IV

1.

Фольклор

1

1

1

1

2.

Сценическое движение

1

1

1

1

3.

Декоративно-прикладное искусство

1

1

1

1

4.

Музыкальная грамота и слушание музыки

1

1

1

1

6.

Предмет по выбору*

1

1

1

1

ВСЕГО:

5

5

5

5

Примечания:

  1. Выпускники 4 класса считаются окончившими полный курс ОП «Фольклор».
  2. Итоговая аттестация осуществляется в форме: концерта, выставки и тестированияс ответами на вопросы по полученным теоретическим знаниям.
  3. В качестве промежуточных форм контроля используются: контрольные уроки в конце каждой четвертиконцертыи открытые уроки для родителей с целью показать приобретенные знания и умения, выставки художественных работ, эскизов народных костюмов, поделок, декораций.

3. *Для всех обучающихся предусмотрен дополнительный час по выбору: музыкальное творчество, танец, декоративное творчество, народное пение для углубленного освоения программы и подготовки к мероприятиям, с учетом интересов ребенка.

4.Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане необходимо предусмотреть концертмейстерский час для проведения занятий по сценическому движению (1час),

5.Школе предоставляется право вносить изменения в учебный план, исходя из условий материального и кадрового обеспечения.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность учебного года в 1-х классах составляет 33 недели, с учетом дополнительных каникул в феврале. Сроки учебных недель и каникул совпадают с графиком общеобразовательных школ и устанавливаются по приказу Управления образованием г. Железногорска.

Содержание дополнительной образовательной программы «Фольклор »

Предмет «Фольклор»

Программа предмета включает теоретические и практические аспекты устного словестного и музыкального творчества народа, важнейшие элементы, составляющие историю национальной культуры, события в жизни людей и государства, определенные циклы жизни человека, времен года, трудовых занятий.  Дает понятие о национальной культуре, как уникальном национальном образе мира.Влияет на формирование нравственных чувств, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, о взаимодействии разных слоев населения. Знакомит с бытом, традициями, обычаями,ценностями своего и других народов,способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, помогает ребенку сформировать свое отношение к национальной культуре.

Предмет «Сценическое движение»

Целью предмета «Сценическое движение» является – обучение детей владеть своим телом, выработкадвигательных навыков: конкретность и точность движений, ритмичность и музыкальность. Одной из важных задач является изучение частных двигательных навыков, технических приемов – движение в ритмическом рисунке, распределение движения во времени, в умении соединить движение и речь,освоение хороводного шага («в две ноги», «в три ноги»),характерных переплясов типа «падебаск», «гармоника», «ковырялочка», «припадание», «мелкие дроби».Знание видов русского  народного  танцевального искусства: игровых  и орнаментальных хороводов, кадрилей, групповых плясок, парно-массовых танцев.Овладение выразительными средствами сценического движения. Умение координировать свое положение в сценическом пространстве.

Предмет «Декоративно-прикладное творчество»

Включение предмета «Декоративно-прикладное творчество» в программу «Фольклор» предполагает развитие учащихся в художественно-творческой деятельности. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения. Освоение художественных жанров и стилей, изображения предметов с натуры и по памяти, знаний об основах композиции, пластического контраста, соразмерности. Обучение умению и навыкам работы с различными художественными материалами и техниками, умению раскрывать образное решение в художественно-творческих работах, навыкам самостоятельного применения различных художественных материалов и техник. Овладение основными видами декоративно­­­­-прикладного искусства,умение декорировать формы, предметы и элементы интерьера, создание эскизов народных костюмов.Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки»

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами и направлен на художественно-эстетическое, творческое развитие личности ребенка, дает представление об основных эпохах, стилях и жанрах музыкального искусства, направлен на изучение элементарных знаний музыкальной грамоты, развитие слуха, чувства ритма, понимание метрической, интонационной, фактурной структуры музыкальных произведений. Умение различать тембры музыкальных инструментов, умениезапоминать и воспроизводить мелодию несложных музыкальных произведений. Знание имен выдающихся композиторов и исполнителей. Знание особенностей русской народной музыки, известных фольклорных коллективов, исполняющих русскую музыку. Приобретение навыков творческой деятельности, в том числеколлективного музицирования(игра в оркестре шумовых инструментов, ансамбле свирелей).

Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фольклор»

Учебные предметы

Автор(составитель)

Год издания

Особенности программы

«Фольклор»

 

И.В.Сенина

(2023 г)

Теоретические и практические аспекты важнейших элементов национальной культуры.Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы.

«Сценическое

искусство»

А.В.Кузнецова

(2023 г.)

Комплексное освоение знаний народного и хорееографического искусства. Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы

«Декоративно-прикладное  искусство»

О.К. Чихватова

(2023г.)

Комплексное освоение знаний народного и декоративно-прикладного искусства. Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы

«Музыкальная грамота и слушаниемузыки»

Л.В.Ошкина

(2023 г.)

Комплексное освоение знаний  музыкальной грамоты и слушания музыки.Встроенность учебного предмета в расписание общеобразовательной школы