Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского.

МБУ ДО "ДШИ им. М.П. Мусоргского" - г. Железногорск.

NO SQUARE и JONAS CAMBIEN TRIO в ДШИ им. М.П. Мусоргского

25 октября 2019 года сцене ДШИ им. Мусоргского выступили сразу два коллектива - Jonas Cambien Trio (Норвегия) и No Square (Швейцария, Франция, Германия). Железногорскому слушателю был представлен современный европейский джаз.

В первом отделении выступил коллектив Jonas Cambien Trio, основателем которого является Йонас Камбьен бельгийский пианист и импровизатор, в котором также принимают участие саксофонист Андре Ролихетен (Andre Roligheten) и барабанщик Андреас Вильдхаген (Andreas Wildhagen). Оба партнера – очень опытные музыканты, восходящие звезды норвежского джаза, успевшие поучаствовать в записи нескольких десятков альбомов в разных группах и проектах, а Андре Ролихетен даже был отмечен несколькими джазовыми наградами, как норвежскими, так и общеевропейскими.

Музыка трио Йонаса Камбьена, трудно поддается определению, но можно попытаться ее описать. Все представления о «хрупкой и аскетичной скандинавской красоте» разрушатся с первых секунд звучания инструментов. Музыка состоит в своей значительной части не из нот, т.е. не из звуков разной высоты, а звуков разнообразных тембров (можно было бы даже сказать, шумов). Надо отдать должное неистощимой изобретательности музыкантов, открывающих возможности своих инструментов. На слух это сперва может показаться просто хаосом стуков, хлопков, лязганья, звонов и т.п. Однако быстро улавливается структурность и повторяемость, сначала неуверенная, но которая постепенно сгущается в некий шатающийся, однако все более похожий на музыкальный ритм. Он уплотняется, россыпь случайных звуков превращается в некую полифонию. Все целое приобретает какое-то энергетическое единство и даже экспрессию, и слушатель ощущает себя втянутым в это своеобразное «движение».

Один из секретов экспериментально необычного звучания, заключается в изобретательной оркестровке, такой как использование самодельной микротональной мелодики или препарирования рояля Йонасом Камбиеном. Саксофонист Андре Ролигетен показал широкое использование духовых инструментов и поразил игрой одновременно на саксофоне тенор и сопрано. Ударник Андреас Ролихетен показал, что из тарелок можно извлекать самый разнообразный звук. Зрители наблюдали за процессом изобретения музыки, из каких движений, вдохов и нажатий клапанов собирались звуковые пейзажи, создаваемые оригинальным трио.

Во втором отделении выступил швейцарский квартет No Square, который впервые посетил Россию. Андре Хан (бас-гитара), действующий профессор консерватории в Лозанне, капитан команды, швейцарец, но гражданин Германии, пианист Михаэль Гауденшильд и барабанщик Лионель Фридли живут под Берном, а саксофонист Матье Дюрмарк- во Франции. При этом все четверо находятся в бесконечной гастроли по всему миру, прерываясь только на студийную работу.

Классический состав (бас, барабаны, рояль, саксофон) играл «энергичный, живой джаз» с простыми мелодиями, которые строятся на энергичных неровных ритмах.
Современный или актуальный джаз может по-хорошему удивить или даже напугать, натолкнуть на размышление, сопереживание. И неизвестно куда он поведёт. Слушатель, отправившись в мир современного джаза, где предстояло общение на незнакомом языке, остался под впечатлением от выступления коллективов. Музыканты были вознаграждены бурными овациями благодарной публики.